Суббота, 18.05.2024, 17:26Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости, статьи, обзоры, притчи, легенды, истории
Тот, кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего.
Пока ты постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий, будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того, твой характер укрепится и мужество возрастет.
На это есть причины. Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним заморозкам - чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от множества обстоятельств.
Если люди подбадривают себя мыслью о долгой жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и заботиться о своих родителях, всякое может случиться - они могут не угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз - и поэтому не можешь оправдать доверия своего хозяина и своих родителей.
Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти.
В каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку. Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям.
Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти.
Когда ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры. Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь помнить о смерти.
Люди из самых разных сословий, высоких и низких, постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти. Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами.
Когда ты постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь сексуальных излишеств и ведешь себя разумно.
Когда ты воображаешь, что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая склонность к накопительству.
Когда же ты постоянно помнишь о смерти, алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения, захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется.
Но возникает вопрос - как помнить о смерти?
Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в "Цурэдзурэгуса" Йосида-но Кэнко, - такое может подходить для монашеских медитаций, но не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя допускать.
Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты, думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноги Масасигэ наказывал ему "всегда быть готовым к смерти". Все это излагается для осмысления молодыми, новообращенными рыцарями.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 569 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Воины стоят выше трех других сословий и обязаны быть профессиональными, умелыми администраторами и руководителями. Поэтому им необходимо учиться и приобретать исчерпывающие познания о причинах и первоисточниках всего происходящего в стране.
Однако воины в неспокойные времена обычно участвуют в своем первом сражении в возрасте шестнадцати или пятнадцати лет, выполняя рыцарский долг, так что начинают заниматься боевыми искусствами лет с двенадцати или с тринадцати. По этой причине у них просто нет времени на учебу и они, естественно, довольно необразованны и невежественны.
Во время периода гражданских войн встречались воины, которые не могли даже найти слово в словаре. Виной этому не всегда была их собственная халатность или плохое воспитание в семье - так получилось потому, что на первом месте стояла необходимость сосредоточиться на постижении и совершенствование военного мастерства.
Что касается воинов, рождающихся в настоящее время, когда на земле царит мир, то нет ничего особенного, если они уделяют мало внимания военным навыкам. Но пока нет необходимости идти на войну с пятнадцати-шестнадцати лет, будущие рыцари должны с семи-восьми лет изучать классическую литературу, чтение и письмо. Затем, когда им будет пятнадцать, шестнадцать, они должны учиться мастерству стрельбы из лука, верховой езде и всем другим видам боевых искусств. Это должно стать основной целью воспитания и образования детей воинов в мирное время.
Невежество среди воинов во времена постоянных войн имеет свое объяснение. Но нет законного оправдания для невежества среди воинов в мирное время. Нельзя за это упрекать детей; это только халатность и безответственность их собственных родителей. В конечном счете, так происходит потому, что родители не всегда знают, как следует воспитывать и любить своих детей.

Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 596 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Для истинных воинов постоянная забота о родителях - основное правило жизни. Если люди не заботятся о своих родителях, их нельзя считать хорошими, даже если они очень обаятельны, ведут умные речи и красивы внешне.
Поясняю. На Пути воина важно делать все правильно от корней до ветвей. Если ты не понимаешь, что есть корни и что есть ветви, тебе не понять своего предназначения, своего долга. Тот, кто не знает своего предназначения, вряд ли может быть назван воином.
Осознание того, что наши родители есть корни наших тел, а наши тела есть ветви тела и костей наших родителей. Только из-за страстного желания детей (тех, кто - ветви) самоутвердиться возникает пренебрежение к родителям, которые - корни. Это происходит из-за неспособности понять, кто есть корни, а кто - ветви.
Имеется два способа хорошо заботиться о своих родителях.
Предположим, родители, обладающие мягким характером, воспитывают и обучают своих детей с искренней доброжелательностью, предугадывают все их желания, удачно выдают замуж (женят) и затем уходят, оставляя их в полном порядке, с соответствующим состоянием и положением в обществе. Нет ничего особенно похвального или производящего впечатление, если дети таких родителей просто заботятся о них.
Даже в отношении незнакомых посторонних людей, когда они доброжелательно обходятся с нами и помогают личным участием или деньгами, мы проявляем чуткость - если они нуждаются, или попали в беду, мы даже готовы бросить свои собственные дела. Насколько же нескромно даже подумать о том, что мы достаточно позаботились о своих родителях, осознавая всю глубину их любви, которую они постоянно дарили нам! По этой причине я и говорю, что в выполнении обычных семейных обязательств нет ничего особенного.
Теперь представьте родителей, которые ведут разгульный образ жизни, злых, раздраженных и склонных к склокам; они принуждают детей к домашней работе и отказываются делиться властью и что-нибудь передавать; они докучливы и опрометчивы, невнимательны к другим и требовательны. И в довершение ко всему они жалуются на неотзывчивость собственных сыновей, тем самым подрывая репутацию своих детей. Гордиться даже такими непутевыми родителями, брать на себя их заботы и потакать им, сокрушаться об их угасании, заботиться о них искренне и внимательно - в этом обязанность почтительных детей, исполненных сознания долга. Когда воин с таким сознанием поступает в услужение к сюзерену и становится чиновником, он верно понимает требования преданности и долга. Когда его хозяин процветает - это дело ясное; но даже когда происходит что-то неожиданное с его хозяином и на него сваливаются все несчастья, воин сохраняет безграничную преданность и не оставит своего господина, даже когда число его соратников сократится со ста до десяти; преданность воина так непоколебима в битве, что он безразличен к собственной жизни.
Родители и господин, семейный долг и преданность - эти понятия отличаются только словами, но здесь нет различия в искренности сердца. Вот почему, как рассказывают, древние говорили: "Ищите преданных министров в домах с приемными детьми". Не бывало такого, чтобы кто-то, кто был непочтителен к своим родителям, впоследствии стал верно служить хозяину.
Если кто-то настолько незрел, что невнимателен к своим родителям, которые породили его собственное тело нет пути, чтобы стать абсолютно преданным слугой своему хозяину, который не является его плотью и кровью.
Если человек, не утруждающий себя дома заботой о родителях, поступает на службу к лорду, он пристально следит за состоянием дел хозяина и, как только видит малейший промах, его поведение меняется - в критической ситуации он убежит или предаст. Подобное случалось раньше и случается сейчас. Это то, чего надо стыдиться и чего надо остерегаться.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 597 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

В кодексе воинов имеются два вида принципов с четырьмя уровнями.
Два вида принципов - это обычные принципы и принципы на случай критической ситуации (война и т.п.). Принципы, которыми руководствуются в обычное мирное время включают в себя нормы поведения рыцарей и правила обращения с оружием. Принципы критических ситуаций определяют поведение воинов в военное время и во время сражений.
Нормы поведения обязывают рыцарей мыть руки и ноги и принимать ванну каждое утро и каждый вечер, сохранять тело в чистоте, бриться и причесываться каждое утро, одеваясь официально в соответствии с временем года и применительно к обстоятельствам, и всегда держать веер за поясом, не говоря уже о длинном и коротком мечах. Принимая гостей, ты уделяешь им внимание соответственно их положению и избегаешь пустой болтовни. Даже когда ешь рис или пьешь чай, всегда старайся быть опрятным и аккуратным.
Когда ты на службе, не шатайся праздно в свободное от работы время; читай, упражняйся в каллиграфии, размышляй над древними летописями или анализируй поведение воинов в старину. Прогуливаешься ли ты, спокойно ли стоишь, сидишь, или прилег отдохнуть, твое поведение и манеры должны выдавать истинного воина. Что касается наставлений в отношении оружия, то первое, что необходимо изучить, - это искусство фехтования, затем обращение с копьем, верховая езда, стрельба из лука, ружейная стрельба и другие боевые искусства. Твой долг изучать военную науку, практиковаться и совершенствовать свое умение в этой области, тогды ты будешь всегда готов применить эти навыки.
Когда освоишь эти два уровня - принципы рыцарства и принципы вооружения, ты уже не упустишь ничего из обычных принципов. В глазах простых граждан ты будешь выглядеть настоящим воином, достойным подходящей службы. Однако воины по природе своей - это люди, предназначенные для действия в критических ситуациях. Во времена общественных потрясений они оставляют в стороне свои обычные рыцарские манеры, усваивают военную терминологию в общении со своими хозяевами, соратниками и подчиненными, сбрасывают официальные гражданские одежды и надевают доспехи, берут оружие и устремляются на врага. Всевозможные способы и хитрости ратного искусства полностью отражены в воинских принципах. Их необходимо знать.
Следующий вопрос - правила поведения в бою. Когда твои враги и друзья сталкиваются в бою, если твоя диспозиция и маневры проходят так, как планировалось, ты одержишь победу; в противном случае ты упустишь преимущество и потерпишь поражение. Имеются традиционные секреты в части разных диспозиций и маневров; они-то и называются принципами боя или правилами ведения боя. Их необходимо знать.
Военные правила и правила боя - это два уровня принципов для критических ситуаций.
Воин, который освоил четыре уровня принципов поведения в обычное время и в критических обстоятельствах, считается рыцарем высшего класса. Если ты усвоил два уровня обычных правил, ты хорош для службы рыцарем, но если не довел до совершенства два уровня принципов для критических ситуаций, ты не можешь стать военным начальником самураев, лидером группы, судьей или кем-нибудь вроде них.
С учетом вышеизложенных различий стать воином во всех смыслах - означает постоянно следовать принципам рыцарства и вооружения так же хорошо, как и тайнам военных и боевых наставлений, предписывающим никогда не ослаблять стремления стать совершенным рыцарем.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 563 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Для воина самое важное - сохранять готовность к бою двадцать четыре часа в сутки, гуляет ли он, стоит, сидит или прилег отдохнуть, и никогда не забывает об этом.
Отличие японских обычаев от принятых в других странах заключается и в том, что даже люди низших сословий, такие как крестьяне, торговцы и ремесленники, хранят как сокровище ржавые короткие мечи. Это японский обычай, но он не делает представителей этих трех сословий профессиональными солдатами.
В домах воинов даже незначительные лица и оруженосцы всегда, как правило, носят короткие мечи; намного более обязательно для истинных рыцарей не расставаться с мечом даже на короткое мгновение. По этой причине серьезные воины, даже отправляясь в баню, берут с собой тупой или деревянный меч.
Если ты так внимателен даже дома, насколько же ты будешь внимательней, когда выйдешь из дома. Нет ничего невозможного в том, что на дороге или в месте назначения ты столкнешься с пьяным психом или каким-нибудь идиотом и ввяжешься в неожиданную драку.
Есть старая поговорка: "Когда ты выходишь за дверь, тебя уже ждет враг". С тех пор как ты стал профессиональным воином и носишь меч на боку, никогда не забывай о военном духе.
Если не забываешь о настрое на битву, значит ты, пусть неосознанно, действуешь, исходя из необходимости постоянно помнить о смерти.
Воин, который носит два меча на боку, но не ощущает в своем сердце готовности к сражению, не кто иной, как крестьянин или торговец, нарядившийся в шкуру воина.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 574 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

С древних веков ведут свое начало монахи-воины, и это в самом деле что-то среднее между монахами и воинами.
Например, в школах секты Дзэн те, кого называет Библиотекарь, или Предводитель собрания, - все простые монахи, равные по положению рядовым воинам, служащим в провинции.
Следующая ступень - чиновники и помощники учителей - соответствует офицерскому рангу предводителя рыцарского отряда какого-либо поместья (владения, района) или командира пехоты.
Когда же монахи надевают пестрые религиозные одеяния, держат символы власти в руках и возглавляют большие группы людей, их называют Старейшины, или Мастера. Это соответствует статусу воинов, имеющих свой собственный флаг, свою символику и жезл, символизирующий власть; положению командира отряда всадников или пехоты, который может возглавить войска и командовать армиями, или командира лучников.
Однако, когда дело доходит до учебы, практика воинских формирований выглядит далеко не так хорошо по сравнению с методами буддистской братии. Поясним в некоторых деталях. Путь познания у буддистов таков: простой монах покидает обитель своего учителя, чтобы посетить много известных монастырей и священных гор, повстречаться со многими учеными мастерами и просвещенными советчиками и преуспеть в изучении дзэн-буддизма и знаниях; даже если кто-нибудь пройдет через уровни чиновника или помощника учителя, или станет Старейшиной или Мастером, даже если он станет настоятелем главного храма или монастыря, он все еще будет без малейшего колебания продолжать изучение дзэн-буддизма до его полного завершения, ожидая того времени, когда настанет пора появиться перед своим учителем.
Было бы желательно иметь что-нибудь подобное и среди воинов, но и простые воины, занятые на малозаметной службе, получают жалованье даже когда бездельничают. Поскольку они не испытывают недостатка в еде, одежде и жилье, то даже совсем молодые обзаводятся женами и детьми. Они сделали своей работой утренний и послеобеденный сон, и не учатся и не работают над совершенствованием навыков боевых искусств, которые являются обязательными для воинов, еще меньше уделяют внимания постижению расплывчатой сути воинских и боевых принципов.
Растрачивая каждый день по мелочам, так они проводят месяцы и годы, их волосы седеют и выпадают. Достигнув соответствующего возраста, они получают заслуженный статус. Если, например, они станут посланцами или эмиссарами, то как-нибудь с помощью коллег выполнят порученную работу, но если им предстоит необычная миссия в отдаленной провинции, они будут захвачены врасплох и встревожены. Даже во время приготовления к путешествию они получают профессиональные советы от предшественников и усваивают традиционные наставления протокола; если же в конечном счете они выполнят работу, считайте, счастливо отделались. Мы не можем сказать, что такое положение вещей нормально для воина на службе.
Поясним некоторые детали. Официальные обязанности воинского сословия обычно четко определены, и вам надлежит хорошо их изучить, пока не вступили в должность. Когда встречаешься со способным и опытным чиновником, оставь пустой разговор и выясни такие вещи, знание которых может помочь тебе в будущем. Переспрашивай, внимательно слушай и все запоминай. Изучи и усвой древние наставления по служебным обязанностям и протоколу, даже иллюстрации, делай копии для будущих ссылок. И если усвоишь главные обязанности для различных должностей, какой бы пост ты ни занял впоследствии, для тебя будет легко выполнять все необходимое.
Более того, постигая, как надо делать работу, благодари старших и коллег и делай свое дело с их помощью - это образ действий в обычное время. В случае кризиса, напротив, так как вы не можете сами воспользоваться помощью и указаниями других, ничего не остается кроме как принимать решения по своему собственному усмотрению, на благо или во вред.
К примеру, военный инспектор обязан знать количество вражеских войск, боеспособность их формирований и уровень подготовки, систему безопасности укреплений и замков противника, особенности и преимущества местности, в которой они расположены, и перспективы победы в сражении. По этой причине служба военного инспектора традиционно считалась одной из самых трудных. Однако ошибка в расчетах какого-либо военного инспектора может привести всего лишь к неправильному индивидуальному решению.
Когда же ошибка совершается на уровне командующего пехотой и вышестоящих лиц, уполномоченных отдавать приказы, от нее зависит жизнь и смерть вверенных командирам войск; поэтому опозорить отряд воинов неумелым командованием - это высшее преступление.
Это подобно тому, как некий последователь секты Дзэн, который пренебрегал изучением постулатов религии в бытность простым монахом, со временем становится Старейшиной или Мастером, надевающим яркие одежды, носящим символы власти и возглавляющим большую группу просто потому, что состарился и облысел.
Однако шарлатан, подобный этому монаху, допустит какую-нибудь глупость принародно, он становится всеобщим посмешищем; лишь ему одному стыдно, и он может уйти - в этом нет ничего опасного для других членов общины. В противоположность этому, когда командир совершает грубый просчет в руководстве боем, это угрожает жизни его солдат и приводит к большим потерям.
Важно понимать это и последовательно использовать свободное от службы время для совершенствования вашего владения воинскими и боевыми принципами. Учитесь и тренируйтесь так, чтобы на было обязанности, которую вы не сможете выполнить даже если это будет командная должность.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 631 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Пока считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет.
Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо - это хорошо, несправедливо - это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать несправедливо и плохо вести себя - дело более забавное и привычное; поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно поступать по справедливости и делать добро.
Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и справедливости и сделть то, что несправедливо - такое поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток выносливости - вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия.
Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости.
Имеются три способа (пути) поступать по справедливости.
Предположим, вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в вашем доме, вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в дороге. Допустим, вы берете золото и прячете его там, где никто не может найти. А сейчас предположим, что ваш товарищ умирает во время путешествия, возможно, от отравленной пищи или удара. Никто другой еще не знает, что друг оставил золото в вашем доме, и никто не знает, что оно у вас.
В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей погорюете о трагедии и сообщите о золоте родственникам погибшего, отослав его им как можно скорее, тогда можно будет искренне сказать, что вы поступили справедливо, сделали хорошее дело.
А сейчас предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому о нем спросить. На какое-то время вы оказались в сложных обстоятельствах, вам улыбнулась удача; почему бы не промолчать о случившемся?
Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли, измените свое решение и вернете золото кому следует, о вас можно сказать, что вы поступили справедливо, избежав бесчестья.
Теперь предположим, что кто-то в вашем доме - может быть, жена, дети или слуги - знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам, чтобы избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть кем-либо в вашем доме, и чтобы не опасаться за правовые последствие. Тогда о вас можно будет сказать, что вы поступили справедливо, чтобы избежать бесчестья других людей.
Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте?
Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто знает, как поступить правильно, и так поступает.
Процесс развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи и слуг; затем переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и осознанное стремление поступать по справедливости из опасения опозориться и быть порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы следуете этому принципу, поступать по совести для вас становится привычным, поэтому в конечном счете вы развиваете такой образ мышления, который отдает предпочтение совершению праведных поступков и не приемлет дела несправедливые.
Применимо к воинскому бесстрашию, те, кто рождены смелыми и не дрогнут под стрелами и пулями на поле брани, все же могут испытывать волнение, ибо направляемые преданностью и долгом, они делают свои тела мишенью. Неустрашимость их стремящегося вперед духа также проявляется и физиски; само собой разумеется, что они великолепны в бою.
Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности, их сердца трепещут и колени дрожат, даже если они идут вперед вместе с храбрецами, решив не подвергать себя риску быть осмеянными позже, так как понимают, что их товарищи увидят, если они останутся. Хотя эти воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они пройдут через это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они привыкнут так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от прирожденных смельчаков.
Поэтому, когда приходит время поступать правильно и буть мужественным, другого выхода нет, иначе - бесчестье и позор. Если вы поступаете несправедливо и вас не волнует, что люди могут осудить вас за это, или если вы трусливы или равнодушны к тому, что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто ничему не сможет научить.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 570 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

В поведении воина главными считаются только три вещи: преданность, почтительность и храбрость. Мы говорим о рыцарях, которые верно служат; о рыцарях, которые верны долгу, и о рыцарях, которые бесстрашны и сильны. Воины, которые сочетают в одном лице эти три достоинства - верность, почтительность и храбрость, считаются рыцарями высшего порядка.
Рыцари высшего порядка довольно редки, даже в отрядах в сто или тысячу воинов. Что касается различия между теми рыцарями, кто считается верными работниками, и теми, кто предан службе, оно постоянно проявляется в их поведении и легко распознается.
Кто-то может усомниться, что в мирное время, когда нет войны, возможно определить круг обязанностей храброго человека. Это не так, я объясню.
Вообще говоря, отвага - это не то, что проявляется только тогда, когда вы надеваете доспехи, берете оружие и сражаетесь в бою. Разницу между отвагой и трусостью можно увидеть в повседневной жизни.
Тот, кто по натуре храбр, проявляет верность и привязанность к своему господину и своим родителям; и если появляется свободное время, изучает литературу и тренируется в боевых искусствах. Он избегает личной роскошии считает ниже своего достоинства потратить на излишества даже гроши. Однако он не скуп и при необходимости свободно тратит деньги.
Он не пойдет, даже если ему захочется, туда, куда распоряжением господина запрещено ходить, или это может не понравиться его родителям. Он откажется даже от тех вещей и привычек, от которых трудно отказаться, чтобы только избежать недовольства своего господина и родителей.
Он следит за фигурой и, так как он хочет совершить что-нибудь выдающееся в жизни, он всегда следит за своим здоровьем, умерен в еде и напитках. Он также сторонится плотских забав, главных искусителей человечества, и снисходительно и терпимо относится ко всему остальному.
Все это отражает образ мышления, свойственный храбрецам. Что до трусов и малодушных, то они только внешне изображают почтительность к господину и родителям, нисколько не заботясь о них на деле. Они не избегают вещей, запрещенных господином или не нравящихся их родителям; они даже часто бывают там, куда не должны ходить, и делают то, что не должны делать. Поступая, как им прятно, они обычно дремлют по утрам и после обеда. Они ненавидят занятия литературой, и даже если упражняются в боевых искусствах, то относятся к этому с прохладцей. Они лишь хвастаются умением, которого на самом деле не могут достигнуть.
Они расточительны, когда дело доходит до бесполезных навязчивых идей и экзотических обедов, но очень скупы, когда возникает действительная необходимость платить. Их не заботит сохранение наследства, которое они получат от родителей, еще меньше они пекутся о своевременном обновлении воинской экипировки.
Если они часто болеют, то не могут в полную силу заниматься государственной службой; сами нечуткие, они донимают своих родителей, переедают, слишком много пьют и чрезмерно увлекаются сексом.
Стоит вам дать слабину, и ваша жизнь, подобно вышеописанной, станет чем-то, что приходит от слабого и незрелого разума, неспособного сдерживать порывы и терпимо относиться к происходящему. Подобное поведение обычно отражает менталитет малодушных рыцарей.
Вот почему я говорю, что храбрость и трусость можно, безусловно, различить в повседневной жизни.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 591 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Верность и семейный долг обязательны не только для воинов; крестьяне, ремесленники и торговцы подчиняются тем же правилам.
Тем не менее, когда молодые люди или слуги проявляют невежливость в разговоре и просто в общении со своим господином или родителями, на это не обращается внимание, пока они искренни в своем уважении к своему господину и родителям. В этом суть понятий верности и семейного долга у трех низших сословий. Для воина не имеет значения, насколько велики верность господину и чувство семейного долга в его сердце. Если эти чувства к господину и родителям выражаются без надлежащих учтивых манер, о вас нельзя сказать, что вы соответствуете своему предназначению воина.
Однако, общаясь с господином, который обходится без слов, или в отношениях с родителями воин может даже быть грубым и невнимательным в их присутствии. Вот когда вы остаетесь внимательным и чутким, даже находясь вне дома, где ваш господин и родители не могут знать, чем вы занимаетесь, и ваше поведение во мраке ночи не отличается от того, как вы ведете себя при свете дня, тогда именно это называется истинной преданностью и сыновней почтительностью воинов.
Где бы вы ни спали, не ложитесь ногами в направлении вашего господина. Когда устанавливаете пучки соломы для упражнений в стрельбе из лука, не допускайте, чтобы стрелы ложились вблизи вашего господина, когда вы кладете копье и меч на подставку, не направляйте их острие на господина.
Кроме того, выпрямьтесь (сядьте прямо), когда вы слышите или говорите что-то, имеющее отношение к вашему господину. Ни к чему хорошему не приведет, если вы будете валяться в неприличном виде, сплетничая о своем господине, или читать письмо от родителей без должного внимания, выбросив его впоследствии или использовав для чистки трубки или лампы.
Когда люди, ведущие себя таким образом, встречают представителей других домов и в других местах, они разглагольствуют о негативных сторонах хозяйства своего господина и его домочадцах. Или, если они встречают кого-либо, кто льстит им, они радостно подхватывают насмешки над родителями, братьями и сестрами, осмеивая их и пороча их репутацию. Из-за этого в один прекрасный день они будут наказаны своим господином или родителями, или столкнутся с серьезными неприятностями, или умрут смертью воина, брошенного судьбой. Даже если они уцелеют, они уже ни на что не будут годиться или на любом уровне не смогут вести достойную жизнь.
В период Кэйтё (1596 - 1615) жил бесстрашный рыцарь по имени Кани Сайдзо. Он командовал пехотой под началом Фукусима Масанори, Гранда императорской стражи Левых. Он охранял Железные ворота замка Хиросимы в Аки. Так как вельможа дежурил круглосуточно, а был уже в преклонном возрасте, он любил подремать.
Однажды рассыльный из личной службы Масанори пришел к Сайдзо, когда он дремал, и принес перепелку, пойманную соколом. Мальчик доложил, что перепелка послана Сайдзо самим лордом Масанори, чей сокол и поймал ее.
Услышав это, Сайдзо поднялся, вновь облачился в официальный костюм, который он снял, чтобы подремать, и повернулся лицом к главной ставке Масанори, чтобы принять дар, говоря, что он немедленно пойдет туда, чтобы выразить свою благодарность. Затем он отругал рассыльного, ворча: "Даже хотя ты всего лишь мальчик, ты полный идиот! Если это послание от лорда, прежде чем объявить о нем, подожди, пока я приведу себя в порядок, и затем официально передай мне послание.
Вместо этого у тебя хватило смелости доложить мне о послании лорда в момент, когда я еще лежал! Если бы ты не был всего лишь мальчишкой, тебя бы наказали за это, но, видя, какой ты еще ребенок, я отпускаю тебя".
Получивший взбучку помощник поспешил назад и рассказал мальчикам-слугам о случившемся. Масанори услышал рассказ, он позвал рассыльного и расспросил его. Мальчик поведал всю историю. Рассказывают, что Масанори произнес: "Понятно, что Сайдзо рассердился на твою невоспитанность. Я хотел бы, чтобы у всех воинов провинции Аки и Бидзэн было сердце Сайдзо. Тогда все станет возможным".
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 2093 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Говорят, в старые времена воины всех рангов важнейшими воинскими искусствами считали верховую езду и стрельбу из лука. Воины в наше время больше внимания уделяют упражнениям с мечом, копьем и верховой езде, считая их самыми важными. Что касается других видов воинских искусств, таких как стрельба из лука или ружья, умение быстро обнажать меч и борьба дзюдзицу (джиу-джицу), то эти дисциплины также входили в программу обучения молодых воинов, ими надлежало регулярно заниматься по утрам и вечерам. Когда вы состаритесь, уже не будет важно, что вы хотели выучить, ваши желания все равно не исполнятся.
Для воинов более низкого положения особенно желательно умение так хорошо ездить верхом, чтобы они могли внуздать и оседлать любую лошадь, даже дикую и непокорную. Позвольте пояснить. Отличные лошади, которыми легко управлять, сегодня - редкость. Даже если такие и существуют, все они разобраны великими воинами, их не найти в конюшнях воинов рангом пониже. Но если вы мастер верховой езды, вы заранее отличите лошадь, которая хороша, но слишком необузданная, буйная и непослушная, и купите ее по низкой цене; поэтому у вас всегда будет лошадь лучше той, которую вы были бы в состоянии сразу себе позволить.
Вообще говоря, оценка масти лошади и ее кожного покрова - это прерогатива воинов высоких рангов. Воины более низкого положения обычно не бракуют лошадь из-за масти или состояния шкуры; пока она способна служить, они готовы купить ее.
Много лет тому назад жил воин по имени Какугандзи, который служил во владениях клана Мураками в провинции Син. Он командовал тремя сотнями всадников, среди которых были искусные лучники. У Какугандзи была привычка отбирать для себя тех лошадей для верховой езды, которые простые люди, как правило, браковали из-за их плохой шкуры. Вместо занятий со своими воинами на тренировочной площадке он имел обыкновение уводить их в поля вне замка, сразу по пятьдесят - сто всадников, и проводил там тренировки. Они мчались галопом по степям и равнинам и, что было сверх программы, учились соскакивать на полном ходу и забираться на бегущих лошадей, маневрируя столь свободно, что стали известны как знатоки верховой езды.
По этой причине в то время даже клан Такэды из провинции Каи остерегался выступать против такого грозного противника, как Какугандзи из уезда Син. Это весьма способствовало созданию высокой репутации Какугандзи. Вообще говоря, традиционно боевая лошадь должна быть чуть выше среднего роста, с головой и задней частью (крупом) среднего размера. Однако для воина более низкого ранга, который обычно не имел запасной лошади, желательно, чтобы его единственная кобыла была крупной и высокой, с длинной головой и широким крупом. Но желание изменить облик и стать лошади искусственно, растягивая сухожилия ее ног, чтобы сделать шаг более длинным и ускорить походку, или подрезая сухожилия хвоста, чтобы хвост не задирался во время скачки, - это глупость, которая исходит от пренебрежения простыми истинами воинской службы.
Позвольте пояснить. Лошадь с растянутыми сухожилиями быстро устанет, поднимаясь в горы, в долгом путешествии или переплывая реку, и станет бесполезной. Лошадь с вытянутыми или подрезанными сухожилиями хвоста потеряет свой подхвостник, пересекая овраг или канал, и обычно говорят, что лошадь с чрезмерно широким крупом непригодна для скачки по узкой тропинке.
Существует два вида интереса к лошадям - деловой и торгашеский.
Интерес древних воинов к лошадям объяснялся необходимостью быстро передвигаться, будучи тяжело вооруженными. Для них лошади были заменой из собственных ног. К тому же, в зависимости от обстоятельств, лошадей тоже могли ранить или убить. Хотя лошади и животные, но добросовестные воины жалели их, всегда заботились о корме и тщательно ухаживали за ними.
Что до интереса к лошадям в наше время, то для многих главное - купить непослушную лошадь по бросовой цене, обучить ее или найти выведенных в сельской местности жеребят, воспитать их и, дождавшись покупателей, продать по высокой цене. Это психология торгашей; это хуже, чем вообще не интересоваться лошадьми.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 598 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Те, кто предполагает стать воином, даже если они и низкого происхождения, должны выбрать подходящего наставника, который научит их искусству войны, дав полное понимание требований военной службы и норм поведения в сражении, включая и скрытые хитрости.
Некоторые могут сказать, что неподходящее это дело - посвящать воинов невысокого ранга в особенности военной службы, но это очень вредное и ошибочное мнение. Позвольте пояснить.
История свидетельствует, что среди людей, добившихся уважения на посту главы уезда или префектуры или прославившихся как отличные военачальники, многие поднялись из низов без поддержки семейных кланов лишь благодаря своему труду и способностям. Даже сейчас, если вы происходите из незнатного рода и намерены сделать карьеру, при определенных условиях вы можете стать и командующим целого округа.
Более того, если воины изучают военную науку, те, кто сообразителен от природы, станут еще умнее, в то время как те, кто в чем-то тугодум по натуре, достигнут черты, за которой они уже не будут делать явные глупости. Поэтому воины не должны пренебрегать изучением военной науки.
Правда, если они недостаточно хорошо овладевают военным искусством, они могут преисполниться самодовольством в отношении своих знаний, глядя сверху вниз на окружающих. Витая в облаках неверных теорий, такие вояки собьют с толку молодых и навредят их положению. Хотя они произносят слова, которые могут казаться правильными и правдивыми, но в глубине души остаются очень корыстными, всегда подсчитывающими прибыль и убытки. Со временем их характер деградирует, и они навсегда утрачивают даже менталитет воина.
Если вы собираетесь изучать военную науку, то не должны останавливаться на полпути. Необходимо заниматься, пока не постигнете все потайные хитрости, и потом вернуться к природной простоте и жить в мире. Если, однако, вы проводите свое время в недостаточно глубоком изучении военной науки, то невозможно постигнуть все скрытые тонкости военного искусства; в связи с этим утрачивается путь возвращения к природной простоте, что расстраивает вас и деморализует; это наиболее печально.
В этом контексте постижение военной науки и возврат к простоте связаны с вашим настроем перед учебой. Это точно как с бобовой пастой - с древних времен принято было говорить, что, когда вы встречаете ученого специалиста, от которого "разит" военной наукой, вы не можете устоять перед запахом.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 626 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Если поведение жены воина каким-то образом раздражает его, он должен объяснить ей причины этого и предостеречь таким образом, чтобы ей стало понятно. Если это небольшая провинность, благоразумно простить и отнестись к этому терпимо. Но, если жена плохо ведет себя длитетельное время и окончательно не собирается исправляться, воин просто разводится с ней и отсылает ее обратно к родителям. Это, однако, делается в исключительных случаях.
Как бы то ни было, если вы не последуете подобному совету, а вместо этого будете кричать на жену, которую должно уважать как хозяйку вашего дома, и оскорблять ее ругательствами, то подобное допустимо для поведения кули где-нибудь в глухих закоулках делового района, но никак не соответствует поведению рыцаря-воина. Еще более нежелательно размахивать мечом или ударить жену кулаком - это ужасное поведение, свойственное трусливому воину.
Поясню. Женщина, которая родилась в семье воина и достигла брачного возраста, никогда бы не позволила, чтобы ее избили, если бы она была мужчиной. Но потому, что она более низкого статуса как женщина, у нее нет выбора, кроме как кротко терпеть насилие. Оскорблять того, кто не может дать сдачи, - это нечто, чего храбрый воин просто не может делать. Того, кто совершает поступки, отвергаемые храбрецами, называют трусом.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 576 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

В обычном обращении сыновья ваших старших братьев, как и сыновья ваших младших братьев, называются вашими племянниками. Сыновья ваших сестер, вышедших замуж за людей из других семей, также называются вашими племянниками. Но считать, что между ними нет никакой разницы, свойственно лишь крестьянам и горожанам; по-другому обстоит дело с воинами.
Например, сын вашего старшего брата, назначенный наследником, может быть вашим племянником, но так как он должен наследовать вашим родителям и старшему брату, его следует называть главой дома. Несмотря на то, что он младше вас, будучи вашим племянником, все равно вы относитесь к нему с таким же уважением, с каким вы относитесь к родителям и старшему брату. Вы относитесь к нему не как к племяннику, а как к уважаемым основателям семейного клана.
Что касается второго и третьего сыновей вашего старшего брата, так же как и детей ваших младших братьев, то между вами будут обычные отношения дяди и племянника. В отношении сыновей ваших сестер, хотя они тоже ваши племянники, в силу того, что у них другие фамилии, есть основание быть намеренно сдержанным и холодным в разговоре с ними в стиле посылаемых им писем.
Раз вы отдали племянника, младшего брата или даже своего сына в другой дом для усыновления, вы будете придерживаться такой манеры поведения. Какой бы стиль общения ни использовался при частной встрече или на собрании, когда имеешь дело с людьми из других домов и других мест, разумно быть сдержанным в манерах.
Если вы хотите обращаться с усыновленным другой семьей вашим сыном или вашим братом так, как если бы он все еще оставался вашим сыном или младшим братом, даже после того, как вы сделали его сыном другой семьи, то вам не избежать упреков со стороны родственников и слуг его приемного отца. Они скажут, что если вы собираетесь вести себя так и дальше, то будет лучше оставить ребенка с вами.
Если, однако, приемный отец не имеет близких родственников и его хозяйство нельзя назвать процветающим, и у приемного сына туманные перспективы на наследство, тогда, если он действительно ваш сын или младший брат, трудно оставаться безучастным. В этом случае разумно позаботиться о нем, избавив от явной нужды.
Далее предположим, вы выдали свою дочь замуж, и ее муж умер после рождения сына. Сейчас ваш внук формально глава дома; вопросы наследства и всякие другие формальности необходимо обсудить с родственниками умершего мужа; восемьдесят - девяносто процентов за то, что вас попытаются одурачить. Однако если ребенок становится опекуном этих родственников как наследник разоренного отца, то раз уж так случилось, все-таки разумно позаботиться о вашей дочери, оказавшейся в трудном положении; вы должны проявить заботу о ней и ее сыне.
Если же дело усопшего мужа процветает, или если он имел какие-то сбережения, предполагается, что родня со стороны жены/мужа не доберется до них. Даже в случае с внуком, который еще ребенок, если вы собираетесь заботиться о нем и если не достигнете полного согласия по этому вопросу, советуясь с дочерью, вы становитесь уязвимы для критики со стороны окружающих.
А сейчас предположим: семья по прямой родственной линии главы вашего клана или прямые потомки ваших предков, или кто-либо среди носителей вашего родового знамени разоряются и теряют влияние.
Ваше надлежащее поведение как рыцаря - не отдаляться от них, но сохранять хорошие отношения и время от времени справляться о них. Быть честолюбивым и ненадежным другом, восхваляющим даже недостойное, когда вы находите родню благоденствующей, и презирающим даже достойное, когда дела их плохи, - это психология крестьян и торговцев; она неприемлема для воинов.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 1121 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)


Воины на государственной службе, высокого или невысокого ранга, должны быть всегда бережливыми и стараться не сорить деньгами.
Что касается воинов, получающих жалованье, то даже если они на чем-то и "пролетят", но быстро изменят свое настроение и мышление и будут экономить везде, где только смогут, упрощая некоторые свои дела, то в скором времени они восстановят свои финансы. Это потому, что у них имеются сбережения.
Если воины менее высокого положения подражают лицам более знатным, понапрасну соря деньгами, то поскольку они не имеют никаких запасов, тратя все на удовлетворение всех своих желаний, то не имеет значения, сколько они сэкономят, они все равно не смогут расплатиться. В конце концов, они понесут огромные убытки и разорятся.
Индивидуальные доходы - дело частное, но те, кто находится на государственной или общественной службе, должны жить по стандартам своих коллег, что неминуемо требует определенных затрат. В этих условиях, если кто-нибудь разоряется и вследствие этого оказывается вовлеченным во всевозможные махинации и интриги, говоря то, что не следует говорить, и делая то, что не следует делать, таким образом приобретая скверную репутацию, - это следствие нерешенных финансовых проблем.
По этой причине надо начинать с полной осведомленности о своих финансовых делах и самого начала жить в рамках своих средств, избегая пустых трат, даже самых малых, расходуя деньги только на обязательные нужды. В этом и есть основная суть бережливости.
Но есть еще кое-что, что должно быть усвоено. Когда вы привыкли экономить, не любите транжирить деньги и нацелены на сбережения и экономию во всем, вы быстро восстановите свои финансы и станете даже более богатым, чем были раньше. Но если при этом вы станете скупым и жадным, пренебрегающим в конечном счете своими обязанностями и службой, так как все, о чем вы думаете, - это преумножение денег, то все это затем выливается в крайне неприятное свойство, называемое скряжничеством.
Подобное может случиться с крестьянами и горожанами, но воина-скрягу окружающие просто презирают. Это происходит потому, что тот, кто считает ниже своего достоинства тратить деньги даже на серьезные цели, а таких довольно много в мире, наверняка не сможет легко отдать свою единственную жизнь. Вот почему древние говорили, что скряга - это второе имя труса.

Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 554 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Когда воин, состоящий на службе, строит дом, он постапет разумно, если делает его внешние атрибуты - ворота, сторожевую будку, прихожую, гостиную - такими совершенными, какими им подобает быть в доме воина.
Поясняю. В любом городе-крепости пришельцы из других мест и уездов могут дойти лишь до внешних границ дома и видеть только его окрестности. Если дома воинов приятны на вид и выглядят скромными и мирными, это создает хорошую репутацию владельцу замка.
Другое дело - внутренние помещения, комнаты для жены и детей и т. п.; в данном случае имеет смысл лишь чем-нибудь защитить их от дождя, не важно, насколько уродливо это будет выглядеть, поэтому и тратить на обустройство комнат надо по возможности меньше.
Поясняю. Во времена войн даже великий барон, владелец замка, всегда опасается быть окруженным и блокированным в своей цитадели, поэтому дома воинов во втором и третьем кольцах, как правило, делаются невысокими и небольшими и легко и быстро сооружаемыми.
Специально для воинов внешнего кольца (первой линии возможной обороны), которые непременно сожгут свои собственные дома в минуту опасности , нет смысла строить долговечные сооружения. Поэтому сооружаемые здесь сверхлегкие постройки годятся лишь для сна.
С этой точки зрения, даже в наше мирное время, рыцари, совершенствующие Путь воина, не должны строить себе причудливые, вычурные, дорогостоящие дома, как если бы они собирались поселиться в них навечно.
К тому же, если случится пожар, сразу же придется сооружать новое жилье. Если вы не примете всего этого в расчет и потратитесь на постройку дома, легко залезая в долги, такое поведение можно, без сомнения, назвать чудачеством или экстравагантностью.

Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 571 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Рыцари на государственной службе должны иметь надлежащее военное обмундирование и оружие в соответствии со своим положением. Сюда входят и предметы, которые перечислены в военных сводах (уставах) каждого владения и определяются их господами-сюзеренами. Это индивидуальные знаки различия, плюмажи на шлемах, значки на копьях, нарукавные нашивки и эмблемы всадников и повозок - такими отличительными знаками всегда должен быть обеспечен весь дом воина.
Если вы попытаетесь обзавестись этими предметами в последний момент, в критической ситуации, то в этом проявится ваше обычное пренебрежение к долгу, и не стоит даже говорить, с каким презрением будут на вас смотреть люди.
В древних предписаниях для домов воинов говорится, что те из них, кто был убит своими собственными союзниками по причине отсутствия знаков отличия, умерли бессмысленной смертью, напрасно. Поэтому здесь не должно быть места халатности.
Допустим, что у ваших слуг лезвия мечей сделаны из дерева или бамбука, так как вы предполагаете, что им не следует убивать кого-либо; или возьмем глупцов, которые гуляют без набедренной повязки, так как считают, что им не надо прикрывать свои чресла, и вы позволяете им так вести себя. Это непростительно.
Насколько больше все это касается рыцаря на службе. Не важно, что время может быть мирным; если кто-то получает жалованье за военную службу и все еще не считает возможным экипировать себя полностью необходимым военным обмундированием и оружием, он будет в сотни раз более растяпой, чем тот, кто носит меч из дерева или бамбука, или чем юнцы-ловеласы, не надевающие набедренных повязок.
Поэтому вам следует сознательно избегать небрежности и беспечности в вопросах военной амуниции. В связи с этим надо понять некоторые моменты.

Допустим, что воин невысокого положения собирается приобрести полность новое обмундирование и потратить, к примеру, три меры золота на весь комплект формы. Он планирует израсходовать две трети суммы на на шлем и доспехи, а на остальное купить нижнее белье, штаны, рубашку, пальто, краги, военную куртку, хлыст, веер, походный комплект посуды и столовых принадлежностей, сумку для одежды, флягу и т. п. Необходимо приготовить все нужные вещи, так же как и амуницию.Даже если он молод и силен, ему все же следует избегать тяжелых доспехов из толстого металла, больших знамен и пышных плюмажей над шлемом. Доспехи, уравнивающие силы противников в пору расцвета молодости, становятся бесполезными, когда вы стареете. Кроме того, не имеет значения, насколько вы молоды, если вы больны или ранены на поле боя: даже доспехи из тонкого металла будут вам в тягость и причинят мучения. Вот почему я говорю - избегайте тяжелых доспехов.
А что касается огромных знамен и пышных плюмажей, то когда вы используете из в каждой битве с юных лет, и они известны всему миру, трудно избавиться от них лишь потому, что они с годами обременят вас.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 600 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Воин невысокого ранга не может командовать большим количеством слуг даже в критических ситуациях, так как он не может вооружить их ничем, кроме дротиков. На случай, если эти дротики или копья сломаются, и их будет недоставать, надо заготовить запасные наконечники, которые можно насадить на любое древко, даже на бамбуковую палку.
Также снабдите всю челядь прочными длинными мечами, пусть даже и с дефектами. Поставьте кольчуги и железные шлемы для юных храбрецов; латы, амуницию и шлемы для лакеев и горожан; даже если вы и воин низшего ранга, вы непременно должны обеспечить их хотя бы легкими доспехами.
Боле е того, во время схватки удар мечом может прийтись на доспехи или шлем, и меч может быть поврежден. Необходимо иметь запасное оружие. Поэтому, когда вы берете своих слуг с собой, имеет смысл взять и оруженосца, который нес бы ваш запасной меч, в то время как его меч понесет носильщик или конюх
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 607 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Воины - это должностные лица, в чьи обязанности входит бороться с преступностью, разрушающей общество, и обеспечивать безопасное существование трех других сословий. Следовательно, даже если вы и воин низкого ранга, вы не должны плохо обращаться с представителями этих трех сословий.
Понапрасну оскорблять крестьян или обременять их всевозможными отработками, или заставлять ремесленников делать какие-то вещи и не платить за них, или покупать товары в кредит у торговев и не рассчитываться с ними, или занимать у них деньги и не возвращать долг - это вопиющая несправедливость.
Осознав это, вы всегда будете обращаться с крестьянами в своем владении с пониманием; следить за тем, чтобы ремесленники не разорялись, и регулярно платить долги купцам частями, если невозможно заплатить сразу, чтобы они из-за вас не понесли убытки.
Воину, чей долг - борьба с бандитами, негоже самому поступать подобно бандиту.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 614 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Более пятидесяти-шестидесяти лет назад среди выражений, популярных у оставшихся без господина воинов, фраза "просить хотя бы сменную лошадь" означала требовать жалование в размере по меньшей мере 500 коку риса (1 коку риса весит около 150 кг). Просить "по крайней мере, хотя бы изнуренную лошаденку" иносказательно означало требование жалованья в 300 коку. "Позволить себе ржавое копье" означало получить службу за 100 коку риса.
С тех времен старые привычки воинов все еще сохраняются, и эти выражения возникли из-за нежелания произносить вслух деликатные вещи. Выражения типа "ястреб, даже голодный, не клюет зерна; воин, даже если он не ел, ковыряет в зубах зубочисткой" стали пословицами тех времен. Молодые люди не говорили о таких вещах, как доходы и цены на товары, и они смущались, слушая разговоры о сексе.
Для тех, кто собирается стать воином, желательно стараться подражать этому поведению и перенимать манеры и нормы поведения воинов прошлях времен, даже если они не могут полностью достичь такого уровня. Если вы ведете себя так, что "даже и кривой нос хорош, пока вы можете им дышать", нет нужды говорить что-нибудь еще.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 617 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

Воин на службе может иметь много товарищей, коллег, но, конечно же, он естественно стремится поддерживать дружеские отношения с теми, кто смел, справедлив, умен и влиятелен. Немного таких имеется воинов, но даже если и найдется один среди ваших друзей, он сможет оказать большую помощь в трудную минуту. Вообще говоря, негоже для воинов ошибаться в выборе друзей, как и вообще сближаться с кем-то, пить и есть вместе, обмениваться частыми визитами. Поясню.
Воины становятся близкими друзьями только, когда они заглядывают друг другу в сердце. Воины не должны сближаться случайно, без предварительного намерения, лишь для веселого времяпрепровождения или приятной беседы. Если они окончательно потеряли чувство приличия и ведут себя развязно, распевая ночами, если они чувствуют себя в эйфории и могут беспечно болтать, им нужно образумиться и отдалиться друг от друга, более не разговаривая. И без посторонней помощи они могут в конечном итоге сами образумиться и все исправить. Внешность таких людей может напоминать воинов, но их психология сродни мироощущению простых работяг. Подобного следует остерегаться и избегать.
Категория: Кодекс самурая | Просмотров: 602 | Добавил: atagachi | Дата: 12.03.2009 | Комментарии (0)

1 2 3 4 »
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz