История каратэдо.
Великий путь не имеет начала
Тысячи дорог ведут к нему
Тот, кто пройдет через начало пути без дверей,
Шагает свободно между небом и землей. 
История каратэдо как
системы боевого единоборства своими корнями уходит в глубокую
древность. Первый и главный вопрос, на разрешение которого прежде всего
направлены исторические исследования - место происхождения каратэдо.
Некоторые историки утверждают, что у каратэдо "китайские корни", то
есть это боевое искусство было создано в Китае, а потом привнесено на
остров Окинава Другие доказывают, что основы каратэдо на Окинаве
существовали на острове задолго до появления там китайских мастеров
ЦЮАНЬ-ШУ в виде окинавских традиций рукопашного боя. Существует также
версия, согласно которой после того, как китайское цюань-шу попало на
Окинаву, оно приобрело национальные только ей присущие окинавские черты
и пути дальнейшего его развития.
Давайте попробуем
проследить путь развития каратэдо и сделать собственные выводы,
относительно этого немаловажного вопроса для каждого занимающегося этим
искусством.
Сперва рассмотрим
этап истории, связанный с Китаем. Существуют несколько легенд о том,
что боевые единоборства, сходные с современным каратэдо, были занесены
в Китай индийскими миссионерами, но к сожалению к настоящему времени ни
одна из них не имеет документального подтверждения. Одна из версий
упоминает имя БОДХИДХАРМЫ - 28-го буддийского патриарха из Южной Индии,
который в начале VI века н.э. приехал в Китай, а именно в царство Вэй и
обосновался в монастыре ШАОЛИНЬ (дословный перевод -храм молодого
леса).
Бодхидхарма
Храм Шаолинь был
построен на склоне лесистой горы Шаоши (Хэнань) в нескольких десятках
километров от города Чжэнчжоу индийским миссионером по имени Бато по
повелению императора Сяовэня. Здесь Бодхидхарма проповедовал свое
учение о прозрении природы Будды в душе каждого живого существа, причем
минуя традиционные ступени постижения истины, характерные для
ортодоксального Буддизма. Наряду с этим он проводил активные физические
тренировки для монахов, основанные на принципе движений животных с
элементами самозащиты. Этот комплекс упражнений, предположительно,
назывался "18 движений рук архатов". Приемы комплекса укрепляли силу
духа и тела, подготовка их к испытаниям, каковыми являлись длительные
сеансы медитации, а также служили средством защиты на дорогах за
пределами монастыря.
Приемы комплекса
отличались небольшой амплитудой движений и главным образом базировались
на специальных методах дыхания. Таким образом, медитативная практика
стала сочетаться с физическими упражнениями. Позднее этот комплекс
упражнений стали называть "И-ЦЗИНЬ-ЦЗИНЬ" по-китайски или "ЭККИН-КЁ"
по-японски и послужил основой для стиля, который назывался
"ШАОЛИНЬ-ЦЮАНЬ" и явился основой для образования многих других стилей и
школ. Позднее, а именно в пору расцвета монастыря в XV веке появляется
пять основных стилей: Тигр, Дракон, Змея, Журавль и Леопард.
До самой смерти
Бодхидхарма учил своих приемников технике, основы которой заложил и
которая предназначена, с одной стороны, для сохранения здоровья, а с
другой - для достижения единства тела и духа. Именно этот второй аспект
учения индийского монаха оказался основополагающим последующего
развития боевых искусств. Бодхидхарма утверждал, что тело и дух суть
неразделимые понятия, и конечная ИСТИНА, а именно внезапное озарение
САМАДХИ, приносящее подлинное знание и душевную гармонию, недостижима
вне этого союза. Очищение духа и дисциплина тела равнозначны: только
если тело достаточно крепко, чтобы противостоять воздействиям внешнего
мира, дух может обрести мир и познать
Следовательно,
совершенство человека, которое является целью метафизического поиска,
не может быть достигнуто иначе, как при помощи постоянного физического
совершенствования.
Таким образом, Боевое
искусство впервые определяется как средство для достижения некого
состояния духа. В этом смысле доктрина Бодхидхармы может являться
основой для всех восточных боевых искусств. Не будучи совершенно новым,
метод Бодхидхармы внес эффективный вклад в развитие методов
единоборств. В техническом плане он обеспечил синтез местных методов
борьбы с индийскими теориями и образование боевого искусства. Много
нового было привнесено прежде всего в плане духовном. Буддизм, прежде
всего ДЗЕН-БУДДИЗМ, внес значительный вклад в формирование духовной
стороны боевых искусств, и не будет преувеличением, если сказать, что
Дзен-Буддизм послужил настоящим "приводом" для воинских искусств, и
главным образом для таких, которые были рассчитаны на борьбу без оружия
или с палкой - единственным оружием, которое могли иметь монахи во
время своих странствий.
После смерти
Бодхидхармы монастырь Шаолинь подвергся многим потрясениям - это была
эпоха, когда Китай был разделен на множество враждующих между собой
царств. По легендам, примерно в IX - X веках храм Шаолиня был сожжен во
время крестьянских войн и гражданской смуты, почти все монахи погибли,
а те, кто остался в живых, бежали на юг страны и основали в провинции
Фуцзянь новый монастырь - ЧЖАО-ЛИНЬ (по-японски СЁРЭЙ), что в переводе
означает "ясная душа" или "просветленный дух". В большинстве
первоисточников европейских и американских авторов этот храм называется
Южный Шао-линь. Примерно с этого времени происходит деление на северные
и южные стили.
Между XII и XVI
веками в Китае возникает несколько десятков различных стилей
рукопашного боя, история которых связана с их легендарными деятелями и
их подвигами на поприще боевых искусств. При этом духовная, философская
сторона большинства северных стилей связана с чань-буддийской
философией, а южных с Даосистской традицией. На период XVII - XVIII
веков, когда большая часть континентального Китая находилась под
властью манчжуров, приходится время интенсивной эмиграции китайцев в
близлежащие страны Азии. В результате китайская техника рукопашного боя
проникает в Корею, Вьетнам, Бирму, Таиланд, Индонезию, где впитав
местные традиции, способствует складыванию и развитию особых систем
ведения боя, так или иначе генетически связанных с Цюань-шу.
Однако такое быстрое
распространение неизбежно сопровождалось трансформацией
ШАО-ЛИНЬ-ШУ-КЭМПО в простой набор физических упражнений. Суть учения
Бодхидхармы - осознание духовной цели были потеряны. Эта цель была
заново открыта и поставлена уже в Японии, куда Дзен проник в XII веке и
был принят военным сословием самураев.
Острову Окинава
придается в истории каратэдо особое значение, так как он по праву
считается колыбелью современного каратэдо. Прежде чем продолжить
рассказ о зарождении каратэдо, необходима некоторая географическая
информация: архипелаг Рюкю (Нансей) представляет собой цепь островов,
протянувшуюся от острова Кюсю до Тайваня. Он состоит из нескольких
мелких островов: Сакисима, Окинава, Токараи, Амами и др. Окинава -
самый крупный остров вытянутой формы имеет площадь 1254 кв. км. Ширина
острова, в среднем, около 10-12 км, а длина по прямой около 110 км.
Наиболее крупные населенные пункты сосредоточены в южной части острова
- это города: Наха, Сюри и Томари. Самый крупный порт, он же и столица
- город Наха. Расстояние до о-ва Кюсю 500км., до Тайваня 600 км. и 800 км до южно-китайского побережья.
Этнически население
архипелага родственно японцам, но есть мнение, что рюкюсцы имеют
примеси малайско-полинезийской, китайской и даже арабской кровей.
Говорят на диалекте Рюкю. После реформ Мэйдзи 1868 Окинава вошла в
состав Японии в качестве префектуры. Слово "Окинава" японского
происхождения и означает "веревка в море", сами окинавцы называют свой
остров Утина, а себя - "утинантю". Результаты археологических раскопок
на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около
20-ти тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы
имели связи с азиатским континентом. В Китае первые письменные
упоминания об островах архипелага Рюкю появились в начале VII века.
Сохранившиеся документы того времени сообщают нам о многочисленных
междоусобных войнах. В то время Окинава была раздробленной феодальной
страной. Остров грабили мелкие местные вожди, которые силой брали все,
что хотели.
В VII веке отмечены
первые торговые контакты Окинавы с Японией, и с течением времени эти
связи становятся более прочными. Когда в X - XI веках в Японии
возникают могущественные феодальные кланы Тайра и Минамото, и
начинается их яростная борьба за власть, Окинава становится местом, где
побежденные сторонники клана Тайра скрывались от преследования и мести
победителей. Беглые самураи принесли с собой японское боевое искусство
и многие виды японского оружия. С VIII по XIII вв. Окинава периодически
подвергается нападению китайских пиратов, а иногда и регулярных войск.
Разобщенные и враждующие между собой правители разных районов острова
выплачивали дань Японии и Китаю. Период феодальной раздробленности
завершился в 1186 году, когда первый король Окинавы Сюнтэн совершил
насильственное объединение всей страны. Он уделял большое внимание
военному делу. При нем активно строились замки и крепости, росли
поместья, шло обучение солдат. До середины XIV века население острова
еще пыталось отстаивать независимость и суверенитет и только в 1372
году король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от
императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились и
колонии военной и гражданских миссий близ крупнейших городов Сюри, Наха
и Томари.
Хотя китайская
община, как и во всех странах Юго-Восточнй Азии, держалась особняком,
именно из нее стали просачиваться в народ сведения о КЭМПО. Именно в
районах этих городов впоследствии сформировались три крупнейшие ветви
окинавского каратэдо: СЮРИ-ТЭ, НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ. В 1429 г.
король Се Ха-си окончательно объединил под своей эгидой три области
Окинавы: Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан, постоянно соперничавших между
собой. Ха-си издает указ о запрете на ношение оружия "КИН-БУ",
поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к
массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение
было сделано лишь для королевской дружины и высших феодалов. Крестьяне
и ремесленники остались беззащитными перед произволом чиновников и
солдат, а также разбойничьих шаек. Эти меры вынудили многих крестьян
искать спасения у местных мастеров по рукопашному бою ОКИНАВА-ТЭ.
Мастер ХИГАОННА МОРИО
в своих трудах по истории окинавского Годзю-рю пишет: "После того, как
король Се Син отнял у всех жителей острова права на ношение оружия были
созданы два стиля рукопашного боя. Один - в среде дворянства и
назывался ТЭ, другой развивался среди простого народа и назывался "РЮКЮ
КОБУДЗЮЦУ". Занимались им рыбаки, крестьяне, ремесленники и отличался
этот стиль использованием в качестве оружия простых инструментов,
характерных для крестьянского труда. Тренировки энтузиастов, изучавших
эти виды боевого искусства проводились, как правило, ночью и тайно".
Необходимо отметить, что различные системы рукопашного боя издавна
существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Одни
из первых упоминаний относятся к VIII веку. Другая особенность
Формирования рукопашного боя Окинавы состоит в том, что остров издавна
служил убежищем для всякого рода беженцев. Остатки разгромленных войск
Тайра в XII веке переправились на Окинаву и принесли передовое японское
воинское искусство. Эмигранты из Китая после свержения династии Мин в
1644 году принесли элементы китайских воинских искусств. Смешавшись с
формами местного кулачного боя, китайские разновидности ЦЮАНЬ-ШУ и
японского БУ-ДЗЮЦУ образовали специфическую систему рукопашного боя -
ОКИНАВА-ТЭ.
Между тем торговые
связи со странами Восточной Азии расширялись. Как свидетельствуют
документы из национальных архивов, в период между началом XV и концом
XVI веков Окинава имела представительства в Малайзии, Индонезии,
Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и еще более чем в тридцати соседних
странах, поэтому можно предположить, что арсенал ОКИНАВА-ТЭ пополнялся
элементами боевых техник этих стран.
В 1477 году Се Шин,
старший сын правителя Се Ха Ши вновь издает указ о запрете на ношение
оружия и на тренировочные занятия по системе ОКИНАВА-ТЭ. Начался период
подпольного развития боевого искусства. Политическое и экономическое
положение Окинавы требовало постоянного тонкого лавирования между
Китаем и Японией с тем, чтобы иметь большую выгоду от своего торгового
посредничества.
Самурай
Королевство Рюкю самостоятельно не могло защитить своих купцов и вынуждено было выбирать покровителя между Китаем и Японией.
Правивший в то время
король Се Нэй совершил трагическую для Окинавы ошибку. Великий японский
полководец и государственный деятель Тоетоми Хидэеси решил завоевать
Корею и Китай и попросил содействия у короля Се Нэй. Тот ничего не зная
о военной мощи сёгуна, не только ответил отказом, но и раскрыл зловещие
планы китайскому императору.
Военные действия
японцев в Корее в 1592 и 1597-1598 годах были неудачными, Хидэеси
внезапно умер, и после его смерти японцы были вынуждены вывести свои
войска с материка. В последовавшей за этими событиями междоусобной
войне японских феодалов победу одержал Токугава Иэясу. Среди
побежденных противников Токугава был властитель южно-японского
княжества Сацума Симадзу Иэхиса. Токугава мог жестоко наказать
побежденного, но он сделал иначе: направил жестокого правителя Сацумы в
карательный поход против королевства Рюкю. Симадзу тщательно подготовил
военный план, и в феврале 1609 года три тысячи самураев на ста кораблях
высадились на Окинаве. Конечно окинавцы, которые уже десятки лет не
имели армии и не вели войн, не могли оказать серьезного сопротивления
армии Симадзу, воины которой славились своей силой по всей Японии.
Окинава превратилась
в протекторат Японской империи, население было обложено поборами и
подвергалось жестокой дискриминации. Вот в этот период оккупации
островов японцами у рюкюсцев появляются причины для недовольства и
организованного протеста. Крестьяне убивали сборщиков налогов и громили
мелкие самурайские конвои. Тогда в 1609 году японский наместник уже в
третий раз для Окинавы издал указ, запрещающий носить оружие. По всей
Окинаве и Японии после указа Хидэеси в 1588 году была объявлена "охота
за мечами" (катана гари). Крестьяне, горожане и даже монахи, имевшие
холодное оружие, подлежали смертной казни. За обладание оружием сурово
карались целые деревни, а способ наведения порядка доходил до
унизительных для жителей острова мер: секиры и ножы для разделывания
мяса были прикованы цепью к столбу в центре деревни, и только там можно
было ими пользоваться. От такого унижения закипала кровь даже у тех,
кто никогда не имел оружия.
В 1629 году на
острове возникло тайное общество для борьбы с захватчиками. Одним из
направлений его деятельности была подготовка к восстанию против
завоевателей, важным элементом которой было изучение искусства
рукопашного боя. Во главе союзов обороны этого общества в деревнях и
селах стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. Тренировки заговорщиков проводились в
глубочайшей тайне в многочисленных пещерах острова или в горах на лоне
дикой природы. Лишенные возможности на равных, то есть с оружием в
руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники
сделали своим грозным оружием ноги и руки. Важной частью тренировок
была отработка технических ударов на специальных устройствах
"макивара", но основной формой тренировок было многократное повторение
специальных упражнений "ката", позволявших освоить технику рукопашного
боя без помощи партнера. КАТА повторяли снова и снова десятки, сотни,
тысячи раз.
Результатом такой
работы было достижение невероятного технического уровня и ошеломляющей
эффективности ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам
приходилось иметь дело с опытными воинами, искушенными во всех
премудростях своего ремесла, шанс на победу был невелик, и его нужно
было вырвать любой ценой. Тогда-то и появился на свет лозунг: "Одним
ударом наповал" ("Иккэн хиссацу"). Благодаря упорной тренировке по
стволам деревьев окинавцы научились голыми руками крушить панцири и
шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать
тела своих врагов. Особенно трудно было бороться с самураем,
вооруженным мечом или копьем. Японский меч "катана", острый, как
бритва, легкий и быстрый в искусных руках невозможно было схватить или
оттолкнуть в сторону. От удара мечом сверху вниз или горизонтально
невозможно было уклониться. Такой удар блокировался двойным "сютоути":
лезвие меча зажималось между ребрами ладоней. При ударе, наносимом
параллельно полу, боец отбивал лезвие меча ладонями вниз и, перепрыгнув
через него, наносил ответный удар. Отработка этих двух приемов для
того, чтобы они были эффективны в бою, требовала не менее пятисот тысяч
повторений.
Благодаря тайным
тренировкам, к 1629 году сформировалось искусство борьбы без оружия,
появился термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, которое еще
называли ТОДЭ ("континентальная рука"). Наряду с этим появилось боевое
искусство КОБУДО-ДЗЮЦУ, в основе которого была заложена техника
владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия
крестьянского или рыбацкого труда: веревка, цепь, весла, палка ("бо"),
серп ("кама"), мельничные жернова ("тонфа"), трезубец ("сай") и др.
Появление ТОДЭ стало результатом слияния техники ОКИНАВА-ТЭ И ЦЮАНЬ-ШУ.
Характерной
особенностью окинавского ТЭ был комплекс САНТИН-КАТА, который помогал
отрабатывать правильную стойку (а хорошая стойка была главной основой
последующего обучения!), технику дыхания, искусство перемещения,
эффективные движения рук и ног. Практиковались в ТЭ и другие комплексы,
в которых выполнялись прямолинейные движения, вес тела при этом
распределялся равномерно между двумя ступнями. Применяли, в основном,
сжатый кулак, которым наносился удар по прямой линии. Во время такого
удара кулак поворачивался из положения ладонью вверх у бедра в
положение ладонью вниз в конечной точке. Блокирующая и парирующая
техника ТЭ выполнялась по круговым траекториям. Удары противника
удерживались или отклонялись в сторону. Круговые движения часто
сочетались с рывками и толчками. В технике ударов ногами преобладали
прямые удары, которые выполнялись из любой стойки. Особенно эффективны
были удары пятками. А такие удары, как маваси-гери были придуманы
японцами позднее. Почти все приемы окинавской борьбы, существовавшие в
то время, были предназначены для убийства противника, и в этом одно из
главных ее отличий от китайского ушу, которое помимо боевого применения
имело и оздоровительное значение, например стиль ТАЙ-ЦЗИ-ЦЮАНЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, БОЕВОЕ
ИСКУССТВО ТЭ ВОЗНИКЛО ТОГДА, КОГДА ЭТОГО ПОТРЕБОВАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ
ЭПОХИ, ТО ЕСТЬ УЖЕ ПОСЛЕ ЗАХВАТА ОКИНАВЫ ЯПОНЦАМИ В XVII ВЕКЕ. Из
истории известно, что в середине XVIII века Сакугава из Аката,
проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским
Цюань-шу, а также Бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри
частную школу Сакугава-но Каратэ. Это был первый случай употребления в
названии школы слова КАРАТЭ. А его ученик и последователь Мацумура
Сокон в начале 30-х годов XIX века после нескольких лет пребывания в
Китае по поручению правительства создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-ЙН
КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). В дальнейшем эта
же школа стала называться СЁРИН-РЮ и явилась основным стволом древа
окинавских стилей и школ, появившихся позднее.
В 1848 году Мацумура
Сокон был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств
острова Окинава. Он пропагандировал жесткое силовое каратэ в
классической старошаолиньской манере. Основным требованиями Мацумуры
были быстрота, резкость, сила и техничность. Уходы, увертки и финты
считались унизительным трюкачеством для настоящего бойца. В 1887-1889
годах на Окинаве было официально изменено название боевого искусства
ТЭ, которое стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до
тридцатых годов XX века, когда окинавские мастера привезли боевое
искусство в Японию. Реформы Мэйдзи 1868 года привели к ликвидации
самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал
провинцией страны восходящего солнца. Так закончился длительный период
подпольного развития боевого искусства на Окинаве.
С 1885 году остров
Окинава стала полноправной и неотъемлемой частью японской империи. Была
создана единая система образования, регулярно проводились призывы в
имперскую армию. Призывные комиссии заметили, что призывники с Окинавы
были, как правило, сильней и выносливее своих японских сверстников,
поэтому уже в 1901-1903 годах каратэ как национальный вид физической
подготовки был включен в образовательную программу японских учебных
заведений.
Первым наставником,
преподающим каратэ в государственном учреждении, стал великий мастер и
реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ, ученик Сокон Мацумуры -
Ясуцунэ Итосу. Который, в свою очередь, был учителем всех основателей
ведущих школ современного каратэдо: Мабуни Кэнва (Сито-рю), Мияги
Тёдзюн (Годзю-рю), Фунакоси Гитин (Сетокан-рю) и других. Итосу подверг
значительной переработке целый ряд формальных упражнений (ката),
сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный.
Он впервые открыл для широкой публики боевую технику ТЭ.
В конце XIX века на
основе СЁРИНДЗИ-РЮ окончательно сформировались два ведущих направления
традиционного окинавского каратэ. В результате объединения стилей
СЮРИ-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ - СЁРИН-РЮ, а НАХА-ТЭ и ТОМАРИ-ТЭ в СЁРЭЙ-РЮ. В
технике СЁРИН-РЮ преобладал тонкий маневр, обманывающие пассы, движения
в раскачку. Этот легкий, подвижный стиль был доступен любому, даже
низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого
напряжения даже женщины и дети. СЁРЭЙ ("Просветленная душа")-РЮ
основывался, главным образом, на традиционных принципах
староокинавского кулачного боя - ТЭ. В народе любили и практиковали обе
школы со всеми их ответвлениями, но в XIX веке, когда исчезла
необходимость при столкновении убивать противника и тренировать с этой
целью руки и ноги для пробивания стальных доспехов, занимающиеся стали
отдавать предпочтение облегченному направлению стиля СЁРИН-РЮ, где
повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.
Что касается
философской базы каратэ, связанной с кардиальным положением Буддизма,
то необходимо отметить, что, к сожалению, окинавское каратэ, в
основании которого были заложены военно-прикладные задачи, в средние
века было больше направлено на выживание, чем на достижение идеальной
вселенской гармонии, поэтому связь с учением патриархов КЭМПО была
почти полностью утрачена. Когда каратэ в начале XX века вышло за
пределы архипелага Рюкю и стало приобретать поклонников в Японии, это
древнее боевое искусство было объявлено неотъемлемой собственностью
японской нации.
В поисках духовной
опоры современное каратэ обратилось в первую очередь к БУСИДО - "путь
самурая", морально-этический комплекс самурая, к идее о сочетании чести
(гири) и гуманных чувств (ниндзё), добавив сюда стремление к
универсальной гармонии и к слиянию человека с природой. Постепенно
развиваясь, Бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в
то же время симбиозом нескольких религий: Буддизма, Конфуцианства и
Синтоизма - национальной религии японцев.
Бусидо нравственно
осмысляло философское мироучение в целом, совмещало в себе теорию бытия
и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием
сущности человека, его роли в окружающем мире, смысле жизни, добра и
зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Особенно сильное
влияние на Бусидо оказал Буддизм махаянистского направления, проникший
в Японию в 552 году. Созвучие мировоззрения сословия воинов с
положениями Дзен-Буддизма позволило использовать его в качестве
религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так
например, Бусидо восприняло из Дзэн идею строго самоконтроля. В Бусидо
использовалась также Дзен-медитация , при помощи которой в душе самурая
воспитывалась самоуверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Из
Конфуцианства Бусидо переняло прежде всего требование верности долгу. В
числе главных принципов кодекса Бусидо выделялись: верность долгу,
храбрость, отвага, честность и прямота, простота и воздержанность,
презрение к личной выгоде и деньгам. Так под влиянием Синтоизма,
Буддизма и Конфуцианства сформировалось понятие "МИТИ"(ДО) - жизненный
путь, истинной целью которого является познание истинной цели жизни,
как правило, ценой всего своего пребывания в этом теле.

Каратэдо начала XX
века с его традиционно дзэновским мировосприятием хорошо адаптировалось
на японской земле после того, как с 1916 года по 1922 год окинавскими
мастерами было проведен ряд показательных выступлений, результатом
которых стало появление многочисленных японских поклонников боевых
искусств, в том числе и среди дзюдоистов. Основатель дзюдо Дзигоро Кано
был в прекрасных отношениях с ведущими окинавскими мастерами каратэ.
Самым знаменательным
событием в развитии японского каратэдо стало показательное выступление
перед будущим императором Японии Хирохито, которое состоялось 6 марта
1921 года. Кронпринц был поражен демонстрацией ката, кумитэ и
тамэси-вари. В 1924 году был открыт первый клуб в Мэйсэй-дзюку при
общежитии университета Кэйё, где проживали студенты с Окинавы. С 1924
года новый для Японии вид Бу-дзюцу, получивший название КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ
("метод китайской руки") был включен в учебные программы некоторых школ
и университетов. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские
мастера стали регистрировать свои стили, присваивая им те или иные
имена.
Окинавский мастер
Мабуни Кэнва в 1926 году основал в Осака стиль СИТО-РЮ и в 1930 году
официально зарегистрировал его. На год раньше свой стиль под названием
ГОДЗЮ-РЮ зарегистрировал его друг Мияги Тёдзюн. Само название стиля
указывает на сочетание в нем твердого и мягкого, то есть
противоположностей. Стиль был создан Мияги на основе старого Наха-тэ.
Высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки совмещаются с
мощной фронтальной атакой. В 1936 году официально зарегистрировал свой
стиль под названием СЁТОКАН-РЮ окинавский учитель и мастер окинавского
каратэ Фунакоси Гичин. Для названия своей школы он использовал свой
авторский псевдоним, с юности взятый мастером, большим любителем
изящной словесности. Иероглифы "СЁ-ТО" буквально означают "сосны и
волны", "КАН" - клуб. При создании стиля Фунакоси Гичин опирался на
стиль Сюри-тэ. Он и его сын Еситака включили в технический арсенал
Сёто-кан несколько новых ударов ногами, например круговые и задние.
Оптимальным они считали ведение боя на средней дистанции. В целом
каратэдо Сёто-кан развивалось в направлении спорта, постепенно удаляясь
от принципов настоящих боевых единоборств. Одним из первых учеников
Г.Фунакоси был Хиронори Оцука, который видоизменил отдельные приемы, а
позднее решил ввести в каратэдо новый принцип, взятый из дзю-дзюцу -
принцип "мягкого" соприкосновения с противником. В 1939 году,
заручившись поддержкой Г.Фунакоси, Оцука зарегистрировал собственный
стиль, назвав его ВАДО-РЮ ("ВА"-мир, гармония).
Мастера, жившие на
Окинаве, продолжали успешно и широко практиковать старые стили Сёрэй и
Сёрин. В октябре 1936 года в городе Наха на Окинаве состоялась вошедшая
в историю конференция мастеров окинавского каратэ, которая утвердила
приоритет духовного начала "ДО" (по аналогии с дзю-до, кэн-до) в
практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении
смысла названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай
эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой". И
наконец, конференция признала самостоятельность различных школ, которых
к тому времени насчитывалось около 40 (в рамках четырех основных
стилей). К началу II Мировой войны в Японии существовали четыре
крупнейших стиля каратэдо: ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, СЁТОКАН И ВАДО-РЮ.
Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других
школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т.Мияги
образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни создали
Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итосу-кай, Кэнкю-кай, Сэйсин-кай и др.
Направления в Сётокан: Сёто-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай, и пр. В
Вадо-рю - Вадо-кай.
В годы II Мировой
войны и последовавшие несколько лет американской оккупации Японии в
стране существовало около десятка постоянно соперничавших между собой
ассоциаций каратэдо. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964
года представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр
показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это
предложение могло быть принято только при одном условии - если
ассоциации смогут найти общий язык между собой и объединиться. Так в
1964 году возникла Всеяпонская Федерация каратэдо - ДЗЭН НИХОН КАРАТЭДО
РЭММЭЙ, объединившая большинство стилей и школ. В составе Федерации
различные стилевые группы остались существовать автономно, каждая
ассоциация продолжала проводить ежегодные стилевые всеяпонские
чемпионаты. С 50-х годов, когда сведения о каратэдо достигли Америки,
Европы и других континентов. Появились миллионы поклонников практически
во всех странах мира. В большинстве стран созданы национальные
федерации. В 1968 году создается Всеевропейская Федерация каратэдо, а в
1969 году был создан Международный союз организаций каратэдо (WUKO), а
также проведен I Чемпионат мира по каратэдо.
В настоящее время
каратэдо представляет собой довольно обширную совокупность стилей и
направлений, имеющих в своей основе общую идею, базирующуюся на тех или
иных принципах древнег
|