Кен-до - самурайское
искусство владения мечом, называвшееся сначала кэндзюцу (техника меча),
а затем кэндо (путь меча), зародилось приблизительно в Х-ХI вв.
Оно значительно отличается от европейской и китайской манеры
фехтования. Причина этого кроется не столько в особенностях японского
оружия - самураи были вооружены двумя двуручными мечами - большим
(катана), длиной примерно 100 см, и малым (вакидзаси), длиной около 60
см, сколько в принципах поведения в бою, порожденных дзэн-буддизмом и
распространившихся на все боевые искусства Японии.
Их суть можно было бы сформулировать двумя требованиями -
не суетиться и не делать лишних движений. Поэтому в Японии схватка
выглядела примерно так: противники занимали исходную позицию с поднятым
для удара мечом и ждали, когда у одного из них сдадут нервы и он
откроется. Разумеется, допускались провоцирующие и отвлекающие выпады,
которые применялись для того, чтобы выявить излюбленные приемы
противника и манеру ведения поединка, обусловленную школой, к которой
тот принадлежал. При случае они позволяли и поразить противника. Такая
схема поединка была характерной для 1700 существовавших в Японии школ
кэндзюцу, которые тем не менее отличались друг от друга стойками и
приемами. Одни школы отдавали предпочтение вертикальному положению меча
и рубящим ударам, в других использовалось в основном горизонтальное
положение и тычковые удары.
Значительный вклад в кэндзюцу внес бродячий самурай Миямото Мусаси
(1584-1645). За свою жизнь он победил в 60 поединках и умер своей
смертью, что для профессионального воина было редкостью. А свою первую
крупную победу Мусаси одержал в возрасте 13 лет, сразив в поединке
одного из искуснейших фехтовальщиков того времени и тем самым положив
начало своей собственной школе фехтования. В ней огромное внимание
уделялось дзэнским медитативным техникам. В поединках мастер кэндзюцу -
кэнси - должен был одновременно атаковать не только меч противника, но
и его психику. Вывести противника из душевного равновесия и нарушить
его уверенность в собственных силах можно было взглядом, жестом или
боевым кличем. Чтобы противостоять психологическому натиску, необходимо
было сохранять хладнокровие и спокойствие за счет полной отрешенности
(мусин). Достижение этого состояния обеспечивало победу и в схватке с
несколькими противниками, даже если они нападали с разных сторон.
Обучение кэндзюцу на протяжении многих веков осуществлялось с максимальным приближением к реальным условиям,
то есть на стальных мечах, поэтому тренировки часто заканчивались
травмами, увечьями и даже смертью. Миямото Мусаси одним из первых начал
применять деревянную копию меча - боккэн, который вскоре стал
распространенным учебным инструментом. Живший примерно в одно время с
Мусаси мастер кэндзюцу Оно Тадакэ, из соображений безопасности
позволявший своим ученикам использовать на занятиях шлем с забралом,
нагрудник и защитные пластины, прикрывающие предплечья, изобрел меч из
бамбука. В середине ХVIII в. его преемник Наканиси Тюта
усовершенствовал изобретение учителя - так появился сиаи - легкий меч
из плотно перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос
длиной 96-99 см и весом 1,36 кг.
После Реставрации Мэйдзи (1868) самураи лишились права на ношение меча.
Однако кэндзюцу сохранилось под названием кэндо. Этот термин впервые
был введен в употребление в начале ХVIII в. мастерами школы
Абэ-татэ-рю, обозначившими таким образом понимание (которое,
несомненно, было и у такого выдающегося воина и философа, как Миямото
Мусаси) искусства фехтования как пути (до) морального и физического
совершенствования.
С конца ХIХ в. кэндо, утратившее чисто прикладное значение,
трансформировалось в военно-спортивную систему самосовершенствования, в
которой огромную роль играет ритуал. В 1928 г. была создана Всеяпонская
федерация кэндо. Сейчас занимающиеся кэндо изучают технику, включающую
стойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), приемы атаки
(какари) и защиты (укэ) и другие элементы, которые обычно
отрабатываются с использованием деревянного меча боккэн. Как и в других
видах воинских искусств Японии, в кэндо большое внимание уделяется
изучению формальных упражнений ката. Спортсмены сражаются на бамбуковых
мечах сиаи, удары которых весьма болезненны, поэтому спаррингующие
облачены в шлемы с сетчатой маской и щитками, прикрывающими горло,
плечи и шею, а также нагрудник и перчатки. Побеждает выигравший два
очка из трех возможных, присуждаемых за поражение трех опасных участков
головы и правого или левого запястий, которые в момент касания
бамбукового меча находятся не ниже уровня плеча, горла или двух
определенных участков корпуса. Все движения в кэндо регламентированы до
мельчайших деталей. Умение владеть настоящим мечом проверяется,
разумеется, не в поединках, а в тестах тамэси-гири, в которых
спортсмены рубят обычно толстый сноп соломы.
В старые добрые времена мастера кэндзюцу для проверки или демонстрации
своего умения перерубали мечом подброшенный волос или летящую стрекозу.
Особенно высоко ценилось умение нанести несколько ударов на одном или
разных уровнях - разрубить, например, стоящую палку на четыре части.
Но, разумеется, и в старину, и сейчас главной целью занятий кэндо было
не столько обретение технических навыков, в том числе эффективного
удара, сколько закалка духа, психики, обретение способности спокойно
встречать жизненные трудности и молниеносно и точно реагировать в
случае любой опасности.