
"Путь мягкости"; ненасильственное, в основном боевое оборонительное искусство, созданное в
1882 г. Кано Дзигоро (1860 - 1938). Основано главным образом на приёмах рукопашного боя, применявшихся
в дзю-дзюцу. Само слово дзюдо использовалось в школе дзю-дзюцу Кано Дзигоро , который хотел превратить дзю-дзюцу в "боевой спорт" для физической
тренировки и общего образования молодежи. Он говорил: "Цель дзюдо - понимание и демонстрация
живых законов движения". Для этой цели отобрал ряд движений туловища, рук и ног из
арсенала дзю-дзюцу, которые были особенно эффективны в рукопашном бою. Эти приемы охватывали
сферы боя в партере и в стойке, Кано Дзигаро использовал такие варианты этих техник, которые
позволяли нарушить равновесие противника (кудзуси) и обездвижить его. Конечной целью была
способность нейтрализовать противника, так Кано Дзигоро создал систему самозащиты, которая изучается в сочетании с овладением общими законами движения.
"дзикисин-рю" для обозначения
боевого искусства этой школы, делавшего ставку на приемы, которые не были смертельными. Этот
термин возродил Кано Дзигоро.
Для изучения дзюдо необходим партнер. Дальнейшая тренировка перерастает в обучение свободному
поединку (рандори , а котором противник, или "подчиняющийся" (укэ), бросается на мат и
обездвиживается "бросающим" (тари). Тренировка и соревнования происходят в дзю-додзё
(сокращённо додзё), на полу, покрытом матами-татами для смягчения падения (укэми).
Как и во всех боевых искусствах, практикующий дзюдо (дзюдо-ка) стремится досчичь гибкости
всего тела и конечностей, скорости движений тела (таи-са6аки) и совершенного равновесия
посредством управления дыханием и сосредоточения энергий в Хара (расположенном в нижней части
живота центре равновесия и резервуаре внутренней энергии), а также посредством тщательного
изучения технических приемов своего искусства. В дзюдо должен царить дух отрешенности и
безмятежности. Ученик должен стараться пребывать в состоянии постоянной бдительности "хантай",
не допуская "мертвых движений" (бонно). Вооруженный дисциплинированным умом, спокойный и
безмятежный, управляющий своим телом и реакциями ученик легко сможет повергнуть наземь любого
противника. Дзюдо было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в 1882 г. Оно быстро
развивалось, и первый чернопоясный ранг был присвоен Кано Дзигоро его ученику Тайро Сиро уже в
1883 г. Когда Кано Дзигоро в 1889 г. отправился в Европу, чтобы преподавать свою технику, в его
додзё насчитывалось около 600 учеников. После демонстрации искусства дзюдо, устроенной в Марселе
в том же году, первые додзе были основаны во Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию,
Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан, которому предстояло стать
официальным центром движения дзюдо. С конца девятнадцатого столетия Великобританию посещали
различные инструкторы японского дзю-дзюцу. (Тогда-то и вошло в обиход искаженное название этого
боевого искусства - "джиу-джитсу"). Затем стало усиливаться влияниедзюдо. В 1920 г. Кано Дзигаро посетил Лондон и принял местные сообщества дзюдо и дзюдзюцу в Кодокан в качестве
зарубежных филиалов.
К 1956 г, дзюдо стало обязательным спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы
побеждали на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г. голландец-гигант Антон Гесинк победил
японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало очевидно, что преимущество находится на стороне
более рослых и тяжелых борцов. Признание этого факта привело к созданию в дзюдодзюдо, сформулированной Кано Дзигаро , но в послевоенные годы западные организации дзюдо стали относиться к дзю-до все больше
и больше как к спортивному единоборству и все меньше и меньше - как к образу жизни. Это
постепенно привело к идеологическому расколу между спортивно-ориентированными дзюдо-ка и теми,
кто продолжал придерживаться идеалов Основателя и традиций японских боевых искусств. Подобную
двойственность можно наблюдать, во всех боевых искусствах, покинувших родные берега и пустивших
корни в странах Запада. Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с Олимпийскими
Играми 1964 года Токио. Это было отчасти и своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть
полностью разгромленными в своей собственной стране. Хотя Геесинк, а позже его соотечественник
Руска доминировали в категории тяжеловесов, японцы оставались чемпионами в других категориях на
чемпионатах мира. И только в 1969 г. японский тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив Руску в
Мексике.
весовых
категорий. Этот шаг противоречил всей концепции
Со времени своего дебюта в качестве олимпийского вида спорта в 1964 г. дзюдо несколько раз
меняло правила и весовые категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и проводятся каждые
два года. Первый Чемпионат Европы по дзюдо среди мужчин состоялся в 1951 г. (его выиграла
французская команда); среди женщин - в 1982 г. С 1974 г. проводится также Кубок Европы. Кано Дзигоро всегда был решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он считал, что
дзюдо должно быть личным искусством для тренировки ума и тела.
Сущность дзюдо содержится в клятве, которую дают ученики при вступлении в Кодокан:
- Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной причины. Я не опозорю Додзё.
- Без разрешения я никому не открою секретов, которым меня обучили.
- Сначала как ученик, потом как учитель я всегда буду следовать законам Додзе.
По мысли Кано Дзигоро, дзюдо - это не столько искусство самозащиты без оружия,
сколько философия, искусство повседневной жизни. "Изучение общих принципов дзюдо, - говорил он,
- важнее, чем просто занятия дзюдзюцу". К сожалению, в современных соревнованиях по дзюдо все
меньше чувствуется дух Основателя. Они становятся, фактически, состязаниями в силе и уже больше
относятся к сфере борьбы, чем истинного дзюдо. Вероятно, именно поэтому у любителей боевых
искусств все большим успехом стали пользоваться другие дисциплины - такие, как айки-до и каратэ,
хотя каратэ тоже выродилось в весьма агрессивное состязательное единоборство. Тем не менее,
дзю-до и по сей день - один из самых распространенных видов спорта в мире, которым занимаются
миллионы. Обучение дзюдо проходит в несколько стадий. Изучаются техники для положения стоя
(тативадза) и техники борьбы в партере (нэ-вадза). Каждая стадия обучения отмечается вручением
ученику цветного пояса (оби). Цвет пояса соответствует достигнутому уровню или рангу(кю). Ранги
черного пояса и выше называются дан. У поясов есть и чисто утилитарная функция: стягивать
форменную одежду (дзюдо-ги).
|