Что такое страх? Это эмоционально-поведенческое
проявление инстинкта самосохранения. Чем опасны эти
проявления? Тем, что накладывают на процесс реактивного
или осмысленного принятия решения эмоционально-субъективную
окраску негативного характера. Какой, самый простой
способ победить противника? Его нужно напугать, обескуражить,
удивить, то есть подменить способ объективной оценки
ситуации на эмоционально-субъективный. "Замутнённое,
переживаниями, озеро его сознания отразит чудовищ
вместо птиц и монстров вместо деревьев" (если
верить философским воззрениям дзен). При таком искажённом
восприятии "входящей" информации не приходится
надеяться на качество принятого решения, тем более,
когда речь идёт о силовом конфликте. Как избежать
пагубных проявлений безусловных инстинктов? Очень
не просто, так как они заложены в психику человека,
если не в утробе матери, то, во всяком случае, в первые
дни жизни. И если хватательный и сосательные инстинкты
носят временный характер (на период грудного возраста),
то инстинкт самосохранения сопровождает человека до
гробовой доски.
Прежде чем заниматься разработкой
систем компенсации страха и его проявлений, следует
разобраться в процессе реализации инстинкта самосохранения
в реальной жизни. Зачем он нам и за какие "участки"
жизнеобеспечения отвечает? Если Вы не страдаете патологическими
изменениями психики, откройте окно и встаньте на подоконник.
В случае, когда это не первый этаж, а скажем 5, 10
или скажем 50, вы испытаете вполне оправданное чувство
страха. Причём, возможно, вы никогда не прыгали даже
с 3-го этажа, но совершенно уверены, что ничего хорошего
в этом нет и навряд ли Вы будете переживать об отсутствии
данного практического опыта.
Это и есть инстинкт самосохранения
в действии. Он не требует опытной базы данных. Ему
вполне хватает испуга "на всякий случай".
Прямо скажем, совсем не бесполезная вещь, которая
наверняка спасла не мало жизней. Дети, женщины и старики
наверняка нуждаются в обоснованном страхе, как элементе
самосохранения, если только конечно это не проявления
маниакально-депрессивных симптомов.
Гораздо сложнее с профессиональным
бойцом или кадровым военнослужащим. При выполнении
специфических боевых задач страх может просто привести
к гибели субъекта в связи с ошибкой в принятии решения,
вызванной неадекватной реакцией на внешние раздражители.Как
устранить страх и тем самым сохранить объективность
в оценке ситуации?
Есть как минимум два пути.
Путём компенсации:
чем больше боевой опыт - тем меньше влияние проявлений
страха на психику и процесс оценки ситуации.
чем планомернее и жёстче психический прессинг при
выполнении учебных задач - тем меньше лабильность
психики по отношению к негативным внешним раздражителям.
чем жёстче общественное (групповое) сознание сформировано
в отрицательном отношении к трусости - тем легче проходит
это же формирование на личном уровне.
Путём подмены безусловного рефлекса на доминирующий
условный:
начинать и заканчивать день (тренировку, боевое задание)
следует с образных картин собственной гибели. Причём,
чем ярче эти представления, чем чётче прописанные
детали, тем больше эффективность данного аутотренинга
(Моку со). Дело в том, что подобные задания сглаживают
стрессовые составляющие собственной гибели, определяя
процесс умирания как естественный ход событий. Я не
знаю, выдам ли я тайну, но мы все умрём. Только кто-то
сгнив от болезней, забытый родственниками в богадельни,
а кто-то, с честью выполнив свой долг. Что страшнее?
Да всё одинаково. В том то и дело, всё равно умрём!
тактическое зомбирование - тренинг задачи, где её
выполнение требует "учебной" гибели (или
самопожертвования, если угодно) обучаемого. Яркий
пример такой задачи военного характера - накрывание
гранаты, брошенной на пол, собственным телом. Инструктор
бросает на пол учебную гранату. Обучаемый, технически
верно, на неё прыгает, причём акцентирование должно
быть направлено именно на технику падения, а не на
то что это ГРАНАТА. Повторения от 7 до 20 раз в день
в течение периода обучения способны заставить исполнителя
пожертвовать своей жизнью даже не успев это понять.
жестокое наказание за трусость, причём степень унижения,
физической боли и нравственного унижения должны быть
значительными. Это должно причинить обучаемому длительные
по воздействию моральные страдания, что в свою очередь
формирует условно-рефлекторный комплекс "страха
перед страхом". То есть человек больше боится
испугаться чего бы то ни было, чем реальной угрозы.
В заключении ещё раз хочу заострить
Ваше внимание на том, что не страх должен руководить
человеком, а человек должен подчинить себе свои эмоции.
Я с гордостью вспоминаю, как в возрасте 15 лет выпрыгнул
(Слава Богу, без последствий) с 4-го этажа здания,
в котором учился, поспорив с "друзьями"
что не испугаюсь. Человек - есть совокупность событий
характеризующих ему его самого. Причем, чем эти события
имеют более жёсткое содержание, тем более человек
уверен в себе.
А. Кочергин
© Центр прикладных исследований
ВИФК 2001г.
|