Главное, что должно беспокоить любого воина,
независимо от его ранга - как он поведет себя в момент смерти. Не
важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы потеряете
самообладание на грани смертии умрете неподобающим образом
(недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет
насмарку, и вы упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой
позор. Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит
высочайших почестей, только смирившись с фактом, что ему предстоит
умереть. Вследствие этого, если ему не повезло, и он потерпел
поражение, когда наступает момент сложить голову, и враги спрашивают,
как его зовут, он четко называет свое имя и встречает смерть с улыбкой,
не выказывая ни малейших признаков страха. Другой выход. Если
ранение настолько серьезное, что врачи бессильны помочь, воину надлежит
честно сказать об этом своим командирам и товарищам и заботиться о
своих ранах, пока в сознании, после чего спокойно уйти из жизни. Такой
подход к смерти, даже в мирное время, даже для юных воинов, не говоря
уже о старшем поколении, должен духовно подготовить их на случай
серьезной болезни, воспитать готовность покинуть этот мир без
сожалений. Конечно, это относится и к высшим должностным лицам, на даже
если воин - простой солдат, он должен позвать своего начальника, пока
еще может говорить, поблагодарить его и извиниться, а затем объявить о
своей неминуемой смерти. Лишь сделав это, он также должен
попрощаться с семьей и друзьями, позвать своих детей и обратиться к ним
со словами: "Смерть от болезни, несмотря на долгое покровительство
господина, - это не та цель, к которой стремится настоящий воин, но тут
ничем нельзя помочь. Пока вы молоды, следуйте моим заветам; во что бы
то ни стало готовьтесь служить сюзерену, всегда быть преданными и
исполнительными, усердно выполнять служебные обязанности. Если вы
нарушите этот завет и проявите нелояльность или поступите
несправедливо, я непременно отрекусь от вас, даже будучи в тени листвы
и травы". Сделать четкое последнее заявление - обязанность истинного
воина. Один мудрец по этому поводу так сказал: "Когда люди близки к
смерти, пусть слова их будут хорошими". То, о чем говорилось выше,
можно назвать Путем смерти воина. В отличие от этого, если вы боретесь
со смертью, отказываясь считать болезнь смертельной, радуясь, когда
кто-нибудь называет болезнь несерьезной, и негодуя, когда признают ее
серьезной, споря с врачами и произнося невыполнимые клятвы и молитвы,
лихорадочно размышляя, не делая прощального заявления даже при
серьезном ухудшении состояния - это похоже на смерть собаки или кошки.
Испортить свой последний час подобным образом - неподобающий способ
умереть, происходящий от игнорирования необходимости помнить о смерти
все время - как рекомендовалось в начале этой книги. Не хотеть слушать
известия о чьей-либо смерти; считать, что вы всегда будете жить на этом
свете, означает страстное желание жизни. Если вы выйдете на поле брани
с подобными малодушными мыслями, то не сможете умереть геройской
смертью, исполнив долг преданности и почтительности. Вот почему те,
кто совершенствует свое воинское мировоззрение, относятся даже к смерти
в постели от болезни как к "одному из главных событий в жизни".