Пока считается, что воины обязаны разбираться в
понятиях добра и зла и стараться поступать справедливо и избегать
ошибок, Путь самурая живет. Справедливость и несправедливость
означают добро и зло. Справедливо - это хорошо, несправедливо - это
плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания добра и зла,
справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и
утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать
несправедливо и плохо вести себя - дело более забавное и привычное;
поэтому они склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им
становится трудно поступать по справедливости и делать добро. Законченный
глупец, который не различает добро и зло или справедливость и
несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды
определив что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по
совести и справедливости и сделть то, что несправедливо - такое
поведение недостойно рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего
времени. Его истоки в недостатке у людей выносливости и способности
переносить страдания. Недостаток выносливости - вообще-то явление
вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно проистекает из малодушия. Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по справедливости. Имеются три способа (пути) поступать по справедливости. Предположим,
вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого
имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в
вашем доме, вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в
дороге. Допустим, вы берете золото и прячете его там, где никто не
может найти. А сейчас предположим, что ваш товарищ умирает во время
путешествия, возможно, от отравленной пищи или удара. Никто другой еще
не знает, что друг оставил золото в вашем доме, и никто не знает, что
оно у вас. В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей
погорюете о трагедии и сообщите о золоте родственникам погибшего,
отослав его им как можно скорее, тогда можно будет искренне сказать,
что вы поступили справедливо, сделали хорошее дело. А сейчас
предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не
близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому
о нем спросить. На какое-то время вы оказались в сложных
обстоятельствах, вам улыбнулась удача; почему бы не промолчать о
случившемся? Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли,
измените свое решение и вернете золото кому следует, о вас можно
сказать, что вы поступили справедливо, избежав бесчестья. Теперь
предположим, что кто-то в вашем доме - может быть, жена, дети или слуги
- знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам,
чтобы избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть
кем-либо в вашем доме, и чтобы не опасаться за правовые последствие.
Тогда о вас можно будет сказать, что вы поступили справедливо, чтобы
избежать бесчестья других людей. Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте? Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто знает, как поступить правильно, и так поступает. Процесс
развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения
потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи и слуг;
затем переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и
осознанное стремление поступать по справедливости из опасения
опозориться и быть порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы
следуете этому принципу, поступать по совести для вас становится
привычным, поэтому в конечном счете вы развиваете такой образ мышления,
который отдает предпочтение совершению праведных поступков и не
приемлет дела несправедливые. Применимо к воинскому бесстрашию, те,
кто рождены смелыми и не дрогнут под стрелами и пулями на поле брани,
все же могут испытывать волнение, ибо направляемые преданностью и
долгом, они делают свои тела мишенью. Неустрашимость их стремящегося
вперед духа также проявляется и физиски; само собой разумеется, что они
великолепны в бою. Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности,
их сердца трепещут и колени дрожат, даже если они идут вперед вместе с
храбрецами, решив не подвергать себя риску быть осмеянными позже, так
как понимают, что их товарищи увидят, если они останутся. Хотя эти
воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они пройдут через
это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они привыкнут
так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут
выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от
прирожденных смельчаков. Поэтому, когда приходит время поступать
правильно и буть мужественным, другого выхода нет, иначе - бесчестье и
позор. Если вы поступаете несправедливо и вас не волнует, что люди
могут осудить вас за это, или если вы трусливы или равнодушны к тому,
что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто ничему не
сможет научить.