Тот,
кто собирается стать воином, считает своей самой главной заботой
помнить о смерти все время, каждый день и каждую ночь, начиная с утра
наступающего нового года и до поздней ночи года уходящего. Пока ты
постоянно вспоминаешь о смерти, ты будешь также постоянно исполнять
Путь преданности и семейного долга, заключающегося в заботе о родителях
и почитании предков. Ты также избежишь несчетных бед и несчастий,
будешь физически крепок и здоров и проживешь долгую жизнь. Более того,
твой характер укрепится и мужество возрастет. На это есть причины.
Любая человеческая жизнь подобна вечерней прохладе и утренним
заморозкам - чему-то хрупкому и эфемерному. Это касается жизни всех
людей, но жизнь воина особенно непредсказуема, непрочна и зависит от
множества обстоятельств. Если люди подбадривают себя мыслью о долгой
жизни, хотя они и думают, что вечно будут заниматься своей работой и
заботиться о своих родителях, всякое может случиться - они могут не
угодить своим хозяевам или начать плохо обращаться с родителями. Но
если ты сознаешь, что жизнь, которая протекает сейчас, не обязательно
продлится и завтра; тогда, получая задание от хозяина и навещая
родителей, ты представляешь, что это может быть в последний раз - и
поэтому не можешь оправдать доверия своего хозяина и своих родителей. Вот почему я говорю: ты всегда выполнишь Путь преданности и семейного долга, если будешь помнить о смерти. В
каждом случае, когда ты забываешь о смерти и становишься рассеянным, ты
теряешь бдительность и утрачиваешь контроль над ситуацией. Ты можешь
сказать что-нибудь обидное собеседнику и затеять спор. Или можешь
прогуливаться в излюбленном месте, где у тебя нет никаких дел, и, не
сторонясь толпы, наткнуться на глупца и ввязаться в неожиданную драку.
Ты можешь потерять собственную жизнь, создать плохую репутацию своему
господину и доставить огорчения своим родителям, сестрам и братьям. Все эти неприятности происходят из-за рассеянности, когда ты не удосуживаешься постоянно помнить о смерти. Когда
ты постоянно помнишь о смерти, когда ты говоришь и когда отвечаешь на
то, что говорят тебе, ты понимаешь значимость и смысл каждого слова как
профессиональный военный, поэтому ты не впутываешься в пустые споры.
Само собой разумеется, ты не пойдешь в подозрительные места, даже если
тебя пригласят, и поэтому избежишь неожиданных неприятностей. Вот
почему я говорю: ты избежишь множества бед и несчастий, если будешь
помнить о смерти. Люди из самых разных сословий, высоких и низких,
постоянно переедают, слишком много пьют и потакают своим страстям в
неразумных пределах; все это из-за того, что они забывают о смерти.
Излишества изнашивают их внутренние органы, и они могут умереть совсем
молодыми, или же часто болеть, или стать инвалидами. Когда ты
постоянно помнишь о смерти, даже если ты молод и здоров, ты всегда
знаешь, как о себе позаботиться. Ты умерен в еде и питье, избегаешь
сексуальных излишеств и ведешь себя разумно. Когда ты воображаешь,
что твое пребывание в этом мире будет достаточно долгим, многие желания
охватывают тебя и ты становишься очень активным. Ты хочешь то, что есть
у других, и цепляешься за свое собственное имущество, развивая
склонность к накопительству. Когда же ты постоянно помнишь о смерти,
алчность естественно ослабевает и не превращается в желание присвоения,
захвата. Вот почему я говорю, что твой характер закаляется. Но возникает вопрос - как помнить о смерти? Всего лишь сидеть, ожидая смерти двадцать четыре часа в сутки, как монах Синкай, о котором писал в "Цурэдзурэгуса"
Йосида-но Кэнко, - такое может подходить для монашеских медитаций, но
не соответствует задачам боевого обучения. Если ты встретишь смерть
подобным образом, то не выполнишь своего долга верности перед хозяином
и семейных обязательств перед родителями; и твоя профессиональная
воинская состоятельность потерпит фиаско. Этого никогда нельзя
допускать. Выполняй свой общественный и семейный долг день и ночь, и
затем, как только выдастся свободное время, когда твои мысли не заняты,
думай о смерти, заботься о соответствующем настроении. Говорят, что в
наставлениях своему сыну Масаюки великий герой Кусуноги Масасигэ
наказывал ему "всегда быть готовым к смерти". Все это излагается для
осмысления молодыми, новообращенными рыцарями.