Суббота, 28.06.2025, 23:37 | Главная | Регистрация | Вход |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Новости, статьи, обзоры, притчи, легенды, истории
Главная » Кодекс самурая
Для воина гордиться своей надежностью естественно, и
это точно соответствует рыцарскому кодексу. Тем не менее, если вы
демонстрируете надежность без особой надобности, выделяясь там, где у
вас нет занятия, взваливая на себя заботы, которые вас не касаются,
тогда вас назовут назойливым, вмешивающимся не в свои дела; а это
вообще нехорошо. Даже когда происходит то, что, по вашему мнению,
должно заинтересовать вас, но никто не спрашивает вашего мнения и не
просит о помощи, лучше не вмешивайтесь. Поясню. Если вы воин, то
когда-нибудь к вам наверняка обратятся с просьбой о помощи и
покровительстве, которые вы должны будете оказать, независимо от того,
насколько трудным это может быть. В зависимости от развития событий
вполне возможно, что вам придется пожертвовать своей единственной
жизнью за вашего господина, ваших родителей или братьев. Вот почему я
так резко выступаю против показного бравирования надежностью без
достаточных на то оснований. Когда древних воинов просили о
чем-нибудь, они сначала оценивали степень осуществимости требуемого и,
если считали, что задача невыполнима, с самого начала отказывались
помогать. Даже в случае, когда дело рассматривалось ими как
осуществимое, они соглашались взять на себя ответственность только
после тщательного анализа всех обстоятельств; поэтому все, за что они
все-таки брались, было просто обречено на удачу. За это один из древних воинов был даже награжден как специалист по улаживанию сложных конфликтов. Если,
однако, вы с готовностью откликаетесь на любую просьбу без надлежащих
размышлений и считаете пустяком, когда помочь не удается, вы
приобретаете репутацию ни на что не годного, никчемного человека. Далее,
высказывать окружающим свое мнение или возражать против их точек зрения
- эти действия следует делать весьма обдуманно. Хотя и не имеет особого
значения, если люди выражают свое мнение слишком многословно, когда
говорят со своими родителями, учителями, братьями, дядями,
племянниками, детьми, школьниками; но при этом все, что говорит воин,
должно быть вежливым, взвешенным и обдуманным. И насколько надо быть
более внимательным и тактичным в разговоре с друзьями и товарищами по
работе; деликатность даже более уместна в этих условиях. И еще, если
кто-то приходит к вам за советом, безоговорочно отказать под предлогом,
что это выше вашего понимания - случай исключительный. Раз уж вы стали
чьим-то доверенным лицом, то это отражает определенный уровень
искренности, позволяющий вам не бояться правды и высказывать свое
мнение свободно, даже если партнеру не нравится то, что вы говорите. Если,
однако, вы малодушны и трусливы и боитесь сказать правду, опасаясь, что
причините обиду или огорчение, и поэтому говорите что-то подходящее к
случаю, вместо того, чтобы сказать то, что требуется, тем самым
побуждая других говорить то, что они не собирались сказать, или
провоцируя их совершать грубые ошибки во вред себе - тогда вы
бесполезны, как советчик. И еще. Если люди настолько глупы, что
отвергают советы и совершают ошибки по собственному полному
неразумению, настаивая на своем праве делать все по-своему, вы не
можете поддерживать дружеские отношения с такими людьми.
|
Среди товарищей воина по службе может оказаться тот,
с которым он по какой-либо причине разорвал отношения. Если при этом
господин приказал им работать вместе, воин должен прямо подойти к этому
человеку и заявить: "Меня назначили работать вместе с тобой в одном
месте, и я согласился с этим назначением. Хотя я более и не поддерживаю
с тобой деловых отношений, но так как мы назначены на один и тот же
участок работы, давай свободно советоваться друг с другом и обсуждать
различные вопросы так, чтобы общее дело не пострадало. Пока вы мой
предшественник и старший коллега на этой работе, я буду обращаться к
вам за разъяснениями и указаниями по всем вопросам. Но если нас завтра
назначат в разные места и мы перестанем быть сотрудниками, тогда мы
снова прекратим какое-либо общение. До тех пор давайте свободно
общаться". Внести ясность в отношения и работать вместе - это
правильная линия поведения для воина. Тем более ей необходимо следовать
в отношениях с сотрудниками, с которыми у вас нет проблем, - если вы
работаете в одном месте, вы должны открыто консультироваться и
совместно решать все вопросы. А теперь представим, что у кого-то не
хватает доброжелательности терпимо относиться к промахам, допускаемым
неопытным новичком, и он получает удовольствие, видя его ошибки. Это
отвратительно и низко - нет, это просто чудовищно. Воины с подобным
мышлением обязательно проявят малодушие в критических обстоятельствах:
украдут чужие боевые трофеи или убьют кого-либо из своих. Этого надо
сознательно избегать.
|
Воин обязан регулярно читать древние манускрипты, чтобы закалять свой дух. В известных книгах, таких как "Коё Гункан", "Нобунага-ки", "Тайко-ки"
и других, и в описаниях сражений приводятся имена тех, кто совершил
великие деяния, также указывается общее число погибших. Среди многих
тысяч и сотен павших много рыцарей высшего ранга, чьи имена не были
записаны, потому что они не сделали ничего особенного, чтобы заслужить
это. Имена же воинов, совершивших исключительные военные подвиги, были
занесены в хроники, даже если воины были незнатного происхождения и
занимали невысокое положение. Для тех, кто умер позорной смертью, и
для тех, кто погиб геройски, было одинаково больно сложить свои головы
перед врагом. Помня об этом, воин обязан быть готовым в любое время
отдать свою жизнь; тогда вы можете умереть героически, изумляя врагов и
друзей, оплакиваемый господином и командирами, и прославив свой род на
все времена. Напротив, отставать от других во время атаки и быть
первым при отступлении или прятаться за спинами товарищей под плотным
огнем при осаде вражеской крепости, используя их как прикрытие, а затем
быть сраженным случайной стрелой и растоптанным своими же товарищами по
оружию; умереть собачьей смертью, потерять жизнь, самое дорогое для
вас, - это самое горькое унижение, ситуация, достойная огорчения; для
воина ничего не может быть хуже. Обдумайте это хорошенько и постарайтесь усвоить, и возвращайтесь к размышлениям на эту тему и днем, и ночью.
|
Полными идиотами считают тех воинов, которые
хвастают, и тех, которые занимаются критиканством; они кажутся
похожими, но следует понимать, что они очень разные. Поясняю. Среди
воинов старшего поколения было несколько таких, кто погубил свою
заслуженную в боях репутацию неумеренным бахвальством. Даже среди
знаменосцев сёгуна встречались хвастуны. В те времена были горстки
воинов, известных как болтуны, в феодальных поместьях практически в
каждом уезде. Эти болтуны отличились во времена военной службы и к
тому же полностью соответствовали нормам кодекса воинов; в мирное время
преуспеть в профессиональном и социальном плане им мешали упрямство и
настырность, не позволяющие служить или выступать в роли советника.
Жалованье и положение не соответствовали их заслуженной великолепной
репутации, поэтому у них развилось наплевательское отношение ко всему;
они высказывали все, что хотели, и всякий раз, когда хотели. А так как
их господа и высшие советники игнорировали этих служак, как перешедших
все рамки приличия, болтуны становились все более несдержанными,
высказываюсь о людских достоинствах и недостатках безапелляционно и не
извиняясь, бахвалясь до конца своих дней. Что до сегодняшних
хвастунов, то они даже никогда не надевали военные доспехи, и всякий
раз, когда они оказываются вместе со своими закадычными друзьями,
начинают ругать управление хозяйством своего господина или осуждать
личную политику руководства; и кроме того, распространяют сплетни о
своих хозяевах и коллегах. Люди, подобные им - глупцы, считающие,
что они одни умники. Они резко отличаютс от хвастунов старых времен. Их
бы следовало назвать скорее очернителями или пустомелями.
|
Во время служебной поездки
рыцарям низкого ранга могут поручить заниматься вьючными лошадьми. В
этом случае они должны закрепить свои длинные и короткие мечи таким
образом, чтобы те не выпали из ножен при падении с лошади. При этом не
допускается заворачивать рукоятки в полотенце или что-нибудь подобное,
чтобы закрепить их. То же относится и к прикручиванию веревкой чехла
для дротиков. Это не только дело личной небрежности - поклажа несет
знаки отличия, указывающие имя вашего господина, поэтому нравы и
порядки, царящие во владении вашего господина, из-за вашей небрежности
могут предстать не в лучшем свете. Существует обычай во время
путешествия менять лошадей на конюшнях. Если всадник перед вами -
рыцарь, ждите, пока он спешится по указанию конюха, потом и вы также
можете спешиться. Причина этого заключается в том, что, если вы
спешитесь по указанию конюха и останетесь там стоять в ожидании, а
предыдущий всадник скажет, что он не хочет менять лошадь, вы также не
можете настоять на замене. Тогда, даже если вы уже спешились, вы должны
будете снова сесть на ту же лошадь из уважения к другому всаднику. В
пути всегда нанимайте перевозчиков, чтобы переправляться вброд через
реки. Если вы переправляетесь самостоятельно, чтобы сократить расходы,
или считаете себя специалистом по водным переправам, а лошадь
спотыкается, и поклажа оказывается в воде и намокает, или же вы
получаете небольшие травмы, - это будет грубым промахом с вашей стороны. Те
же, кто садится на паром в Ёккаити или берет лодку в Авадзу, думая
сократить путь, воистину глупцы. Если вас застигнет шквал, когда
садитесь на лодки из Кувана (обычный путь, по которому все едут), это
не ваша вина. Но если вы попадаете в беду по собственной инициативе,
выбрав кратчайший путь и допустив где-то ошибки, вам нет оправдания. Поэтому в стихах одного старца говорится:
Даже если перед тобой Мост Стрелы, Кратчайший путь для воина, Если спешишь, выбери окольный путь - Длинный Мост Волоса. Это наставление касается не только путешествия; подобный подход применим ко всем делам и обстоятельствам.
|
Для воина, нанятого на
государственную службу, крайне необходимо всегда быть осторожным в
словах и не сплетничать, даже если вы видите или слышите что-то
нехорошее о своих сослуживцах. Так следует поступать потому, что вы
никогда не знаете, какого рода ошибки или недоразумения вы сами можете
совершить. К тому же старшие должностные лица и чиновники назначены
сюзереном, которому вы служите, в соответствии с его прозорливостью, и
говорить о них плохое равносильно порочению или очернению своего
хозяина. К тому же может случиться так, что по какой-либо причине
вам придется просить этих людей о чем-нибудь, быть вынужденным следить
за тем, когда они в хорошем настроении, и умолять, сложив ладони и
преклонив колени, умалчивая о том, о чем до сего времени сплетничали и
что осуждали. Независимо от сути дела, подобные разговоры не к лицу
тому, кто собирается стать воином.
|
В течение Эры Воюющих Государств, если воин погибал
в сражении после геройской борьбы, или если он был смертельно ранен и в
конечном итоге умирал, сыну рыцаря - если у него был сын - разрешалось
без специального разрешения сюзерена или командира наследовать
состояние и положение отца без каких-либо оговорок, даже если мальчику
не было еще и года. В случае, если ребенок был еще слишком мал для
военных занятий, а младший брат его отца не состоял на службе, решением
сюзерена он мог быть назначен временным наследником своего старшего
брата и должен был заботиться о юном наследнике до его совершеннолетия.
Это называлось попечительством, или опекой. Имеется древний свод
правил для института опеки. Если вы наследуете своему старшему брату
при вышеуказанных обстоятельствах, следует считать своего племянника
собственным сыном и относиться к нему с подлинным участием. Далее,
если вы наследуете своему старшему брату, крайне важно собрать все
военное снаряжение, конскую упряжь и все другие личные принадлежности,
тщательно проверить их состояние и провести письменную инвентаризацию
всего имущества в доме и хозяйстве усопшего в присутствии одного-двух
свидетелей. Когда мальчику исполнится пятнадцать лет, вы должны
написать письмо-ходатайство на имя сюзерена. В нем вы сообщаете, что
положение, которое вы занимали как опекун, должно перейти к наследнику,
и ему должно быть позволено поступить на службу в следующем году, когда
мальчику исполнится шестнадцать лет и он сможет возложить на себя бремя
рыцарской службы, несмотря на свою молодость. По этому вопросу, в
зависимости от ранга опекуна, могут ответить, что ходатайство принято,
но вы должны продолжать исполнять опекунские функции еще два или три
года, так как ваш племянник еще слишком юн. Не имеет значения,
насколько настойчивым будет ваше требование, все равно откажитесь;
затем, когда ваша просьба будет удовлетворена, передайте все имущество
погибшего отца в соответствии со списком, сделанным во время вашего
вступления в опекунство. Если за время опекунства было приобретено еще
какое-то имущество, которое должно быть передано, перепишите его и
также передайте. Далее, если, как уже указывалось, вам предлагают
остаться главой семьи, вам может быть предложено особое жалованье в 500
коку рису, 300 из которых будут выданы вашему племяннику, в то время
как вы получаете 200 коку при условии сохранения и продолжения
опекунства в течение нескольких лет. В этом случае поблагодарите, но
выразите беспокойство по поводу того, что доход главного дома хозяйства
сократится. Вы должны потребовать, чтобы полная сумма жалованья вашего
погибшего старшего брата перешла к его сыну - вашему племяннику, когда
вы сами отойдете от дел. Описанное выше должно стать обязанностью
рыцарей, выполняющих роль опекунов. И напротив, отказаться передать
управление семьей своему племяннику, когда он достигнет возраста, в
котором можно начинать воинскую службу, или, даже передав руководство,
потерять за время опекунства семейное наследство, оставить дом
разоренным и заброшенным, передать по наследству невозвращенные ссуды и
непогашенные долги и обязательства вашего брата и даже выпрашивать у
своего юного племянника еду и деньги - такое поведение в высшей мере
беспринципно и безнравственно.
|
Главное, что должно беспокоить любого воина,
независимо от его ранга - как он поведет себя в момент смерти. Не
важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы потеряете
самообладание на грани смертии умрете неподобающим образом
(недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет
насмарку, и вы упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой
позор. Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит
высочайших почестей, только смирившись с фактом, что ему предстоит
умереть. Вследствие этого, если ему не повезло, и он потерпел
поражение, когда наступает момент сложить голову, и враги спрашивают,
как его зовут, он четко называет свое имя и встречает смерть с улыбкой,
не выказывая ни малейших признаков страха. Другой выход. Если
ранение настолько серьезное, что врачи бессильны помочь, воину надлежит
честно сказать об этом своим командирам и товарищам и заботиться о
своих ранах, пока в сознании, после чего спокойно уйти из жизни. Такой
подход к смерти, даже в мирное время, даже для юных воинов, не говоря
уже о старшем поколении, должен духовно подготовить их на случай
серьезной болезни, воспитать готовность покинуть этот мир без
сожалений. Конечно, это относится и к высшим должностным лицам, на даже
если воин - простой солдат, он должен позвать своего начальника, пока
еще может говорить, поблагодарить его и извиниться, а затем объявить о
своей неминуемой смерти. Лишь сделав это, он также должен
попрощаться с семьей и друзьями, позвать своих детей и обратиться к ним
со словами: "Смерть от болезни, несмотря на долгое покровительство
господина, - это не та цель, к которой стремится настоящий воин, но тут
ничем нельзя помочь. Пока вы молоды, следуйте моим заветам; во что бы
то ни стало готовьтесь служить сюзерену, всегда быть преданными и
исполнительными, усердно выполнять служебные обязанности. Если вы
нарушите этот завет и проявите нелояльность или поступите
несправедливо, я непременно отрекусь от вас, даже будучи в тени листвы
и травы". Сделать четкое последнее заявление - обязанность истинного
воина. Один мудрец по этому поводу так сказал: "Когда люди близки к
смерти, пусть слова их будут хорошими". То, о чем говорилось выше,
можно назвать Путем смерти воина. В отличие от этого, если вы боретесь
со смертью, отказываясь считать болезнь смертельной, радуясь, когда
кто-нибудь называет болезнь несерьезной, и негодуя, когда признают ее
серьезной, споря с врачами и произнося невыполнимые клятвы и молитвы,
лихорадочно размышляя, не делая прощального заявления даже при
серьезном ухудшении состояния - это похоже на смерть собаки или кошки.
Испортить свой последний час подобным образом - неподобающий способ
умереть, происходящий от игнорирования необходимости помнить о смерти
все время - как рекомендовалось в начале этой книги. Не хотеть слушать
известия о чьей-либо смерти; считать, что вы всегда будете жить на этом
свете, означает страстное желание жизни. Если вы выйдете на поле брани
с подобными малодушными мыслями, то не сможете умереть геройской
смертью, исполнив долг преданности и почтительности. Вот почему те,
кто совершенствует свое воинское мировоззрение, относятся даже к смерти
в постели от болезни как к "одному из главных событий в жизни".
|
Когда вы на службе, а ваш сюзерен испытывает
финансовые затруднения из-за больших расходов, у него может не остаться
никакого другого выбора, как обратиться к вам с просьбой о
заимствовании денег из вашего регулярного жалования за несколько лет.
Размер суммы значения не имеет: раз уж вы согласились, недостойно воина
жаловаться кому-либо, даже в обычном разговоре с женой и детьми, на то,
как это было трудно и нежелательно для вас. Поясню. С древних времен
существовало и даже сейчас существует незыблемое правило для вассалов
воинских владений - держаться всем вместе и приходить на выручку своему
сюзерену, когда он в затруднительном положении, а для сюзерена
непреложной обязанностью всегда было использовать свое могущество для
помощи вассалам в трудную минуту. Когда сюзерен испытывает
финансовые трудности, это отражается на всеобщем благополучии. Обычно
отменялось даже то, что сюзерен предполагал сделать, как крайне
необходимое его всему владению. Для слуг было тяжело и неприятно видеть
своего сюзерена в таком положении. Идет обычная жизнь, но вдруг
случается неожиданное происшествие на границе - такое возможно в любой
день - и приходит приказ отправляться туда на регулярную военную
службу. Настает время приготовлений, и первое, в чем возникает нужда, -
это, конечно, деньги. Когда юный сюзерен оказывается без средств и не
знает, несмотря на весь свой ум, каким способом достать деньги, другие
бароны тем временем уже готовятся к необходимому развертыванию войск в
назначенный день, и даже если ваша дружина слабо подготовлена, вы все
равно должны хорошо ее подать. В мирное время шествие вооруженных
людей воспринимается всеми сословиями как прекрасное зрелище. Так как
это демонстрация силы сюзерена, негоже, чтобы экипировка вашего отряда
была хуже, чем у остальных, это станет позором на всю жизнь для
сюзерена и командира. Сознавая всю серьезность последствий этого, все
рыцари поместья, старшие и младшие, новички и ветераны, обязаны отдать
часть своего жалования в воинскую казну сообразно достатку каждого. Поэтому
в период, когда ваши доходы будут урезаны, вы должны экономить на всем,
сократив число слуг и лошадей, носить хлопчатобумажную и полотняную
одежду зимой и пеньковую летом, есть неочищенный рис и суп-мисо
с отрубями утром и вечером. Самому таскать воду и рубить дрова, чтобы
ваша жена могла приготовить пищу. Стойко переносить трудности,
сосредоточившись на главной задаче - любым путем привести финансы
сюзерена в порядок; это должно быть основной мотивацией вашей службы. К
тому же в этот период лишений и трудностей может случиться так, что вы
получите особое задание и понесете чрезмерные расходы на снаряжение и
провиант. Вы должны справиться с этими расходами самостоятельно, не
занимая деньги, даже если вам придется продать свой запасной меч и
драгоценности жены. Это следует сделать, чтобы удержать окружающих
от лишних разговоров. Если же вы все-таки займете деньги и сюзерен не
узнает об этом, старшие должностные лица все равно будут смотреть на
вас свысока и с презнением, считая, что вы становитесь неподобающе
назойливым из-за сокращения вашего жалованья.
|
Воин, который получает жалованье от сюзерена за службу, не может
полностью выполнять свои обязанности, пока считает, что его тело и
жизнь принадлежат ему самому. Поясню. Различаются две категории
людей, несущих службу во владении господина. Слуги низкого ранга и
свита заняты день и ночь и усердно работают, но это не означает, что
они готовы пожертвовать своей жизнью в интересах господина. Поэтому,
если они нерешительны на поле боя, в этом нет ничего недостойного для
них. Их можно назвать наемными работниками, которые продают только свое
тело, свой труд. Рыцарь, напротив, посвящает службе свою
единственную жизнь. Так как владение лорда изначально представляет
собой воинский лагерь, в случае возможной опасности каждый хозяин
поместья предоставляет воинское ополчение в соответствии со своим
статусом. Например, барон с поместьем в 100 000 коку официально
обязан поставить отряд из 170 всадников, 60 пеших лучников, 350
пехотинцев с ружьями, 150 улан и 20 знаменосцев. Число дополнительного
персонала сверх официальной заявки зависит от возможностей и желания
командира. Когда это ополчение уходит на место сражени, достаточное
количество мужчин должно остаться в поместье, чтобы охранять замок и
предотвратить его окружение и осаду. Поэтому определенное число воинов,
хотя иногда и больше, чем требуется, остается в замке. Среди них могут
оказаться люди с врожденными физическими недостатками или те, кому,
похоже, не достает решимости; но к ним относятся снисходительно и им
доверены все наследственные права и полномочия. Следовательно, как
вассал, кто-то может допускать особые отношения со своим хозяином,
единственным для него среди всех лордов уездов и провинций Японии. Даже
если вы получаете небольшое жалованье в 100 коку, за 10 лет это
составит 1000 коку риса. Итак, если вы соберете весь рис, который
получила ваша семья за десятилетия со сремени еще ваших предков и до
ваших дней, какой же огромной будет эта сумма? Когда приходит время
расплатиться за эту господскую благодать, если вы только исполняете
свои обычные обязанности в охране, эскорте или служа порученцем - в
мирное время такая работа называется "слоняться и бить баклуши", - вашу
службу едва ли можно назвать выдающейся. Но однажды может сложиться
критическая ситуация. Сущность службы воина - держать свои соображения
при себе, призывая Бога войны в свидетели, что вы не заставите других
делать то, что должны и можете сделать сами - идти первым в атаку, или
возглавить осаду,, или руководить арьергардом при возможном
отступлении, или, в зависимости от своего ранга, встать на пути
вражеских стрел, летящих в вашего господина или командира, или стоять
насмерть и умереть героической смертью в неравном бою. Безотносительно
к чему-либо, раз вы постигли эту сущность своей службы, ваше тело и
ваша жизнь уже не принадлежат вам. Так как вы никогда не знаете, когда
понадобитесь своему господину, вы должны более тщательно следить за
собой, избегая пагубных привычек, таких как обжорство, пьянство и
неразборчивость в половых связях. Не считайте подходящей для себя
смерть в домашней постели, сторонитесь ссоры, в которой вы убьете своих
товарищей и потеряете свою жизнь, - вы должны избегать такого рода
нелояльного и безответственного поведения. Чтобы избежать этого,
лучше всего не высказываться необдуманно. Возражения появляются во
время беседы, и если однажды возникнет спор, дело обязательно дойдет до
взаимных оскорблений. Когда два несдержанных воина доходят до обмена оскорблениями, это неизбежно приводит к стычке. Поэтому
преданный и добросовестный воин, или кто-либо еще, кого можно назвать
здравомыслящим и интеллигентным человеком, это тот, кто проявляет
полное понимание, постоянно сдерживает себя и с самого начала спора
уклоняется от возможной ссоры, напоминая о себе, что его тело и жизнь
уже принадлежат сюзерену.
|
Вообще-то говоря, официальные обязанности воинов двояки: сражаться и строить. Когда идет война и изо дня в день то там, то здесь продолжаются бои и стычки, воину совсем не до отдыха. Строительство
ведется в ходе боевых операций - здесь крепость, там - ров; баррикады,
укрепления, сторожевые будки. Изнурительный труд всех без исключения,
невзирая на положение, на тяжелой строительной работе, может
продолжаться сутками и требует энергичных усилий. В мирное время нет
боев, и не надо для их подготовки ничего сооружать. Поэтому воины,
служащие под началом военачальников, больших и малых, выполняют такие
обязанности, как охрана, сопровождение, доставка корреспонденции и
многие другие дела. Если люди думают, что эти гражданские
обязанности и есть настоящая работа для воинов, они перестают считать
сражение и строительство важнейшими обязанностями воинов. Когда даже в
редких случаях сёгун требует участия баронов и лендлордов в
общественных проектах, и расходы, будучи большими, распределяются среди
рыцарей, состоящих на службе в их владениях так, чтобы каждый мог
внести небольшой взнос, недовольство и ворчание по поводу того, что эти
поборы незаконны, проистекает из непонимания того факта, что сражение и
строительство - две важнейшие стороны военной службы. Что касается
обычных, повседневных дел, таких как охрана, сопровождение или доставка
корреспонденции, то если вы считаете обременительным делать свою
повседневную работу и притворяетесь больным, чтобы без колебаний
переложить работу на своих сослуживцев; если вы против совместной
оплаты расходов на поездку в случае командировки и, страдая от
трудностей дороги, притворяетесь больным, чтобы переложить расходы и
хлопоты на других, не опасаясь их презрения; если несмотря на то, что
идти недалеко, вы не стесняетесь брюзжать в присутствии коллег о
необходимости идти куда-то дважды в один и тот же день или выходить в
дождь, делая свою работу с плохим настроением, даже если и трудитесь
упорно - тогда вы ничем не отличаетесь от простого лакея или
простолюдина, натянувшего на себя шкуру воина. Когда рыцари,
рожденные в Эру воюющих государств, шли в бой, летом ослепительное
солнце безжалостно жгло их доспехи; зимой ледяной ветер проникал сквозь
амуницию. Они мокли под дождем, их заносило снегом. В поле и в горах
они спали, положив голову на рукав, ели только неполированный рис и
соленый суп. В открытом ли бою, при осаде крепости или при обороне
укрепления рыцари испытывали страшные лишения и усердно трудились.
Единственное, чего они не испытывали - это просто обычное нормальное
состояние. Когда размышляешь об этом, становится понятно, какое
большое счастье родиться в мирное время, когда летом мы вешаем сетки
против москитов, зимой закутываемся в ночные пижамы и ватные одеяла,
едим, что любим, и живем в мире и комфорте. Ведь в это время нет
достаточных оснований заботиться об охране дома или сопровождать
кого-либо или быть посланным с каким-нибудь трудным заданием. Рассказывают,
что великий воин, известный как Мастер-лучник, имел привычку писать на
стене четыре слова, которым он следовал в повседневной жизни: "Всегда
на поле боя". Я отмечаю это для назидания начинающим воинам.
|
Если кому-нибудь подарят куртку или костюм с
эмблемой его сюзерена, то когда он надевает куртку, он должен надеть
костюм с собственной эмблемой, а когда он надевает костюм с эмблемой
сюзерена, то должен надеть куртку с собственной эмблемой. Будет
невежливо по отношению к сюзерену, если воин наденет одновременно и
куртку, и костюм со знаками отличия сюзерена, потому что так одеваются
лишь родственники лорда. Когда подаренная куртка или костюм станут
слишком старыми, чтобы их носить, надо срезать с них знаки отличия
лорда и сжечь. Это делается для того, чтобы не бросать пятно на эмблемы. Далее,
когда случается тяжелая болезнь или трагическое происшествие в доме
вашего сослуживца по соседству, даже если вы и не находитесь в близких
отношениях с ним, вы должны воздерживаться от громкого смеха, пения и
других подобных вещей. Вы должны также указать жене, детям и слугам
поступать так же. Это не только потому, что кто-нибудь может что-то не
так подумать; это осмотрительность - чтобы не быть пристыженным
окружающими как невнимательный и невоспитанный человек.
|
Когда воину, состоящему на службе, его хозяин
поручает ответственное задание казнить кого-либо, ему надлежит отвечать
так: "Для меня быть выбранным для этого официального поручения среди
многих мужчин поместья - достойная воина судьба, за которую я
благодарю; конечно, я согласен без каких-либо сомнений". Вялое
согласие, напротив, совсем не годится. Поясню. Даже если вы храбро
решили выполнить добросовестно и до конца поручение своего хозяина,
может случиться так, что вы не сможете довести экзекуцию до конца, вас
самого даже могут убить в ее процессе, если человек, которого вы должны
были убить, даст отпор и будет сопротивляться. При любом исходе ваши
коллеги вспомнят и оценят ваши слова при получении задания - к лучшему
или худшему. Если все кончится хорошо, люди будут гордиться вами,
говоря, что вы казались способным выполнить эту работу с момента, как
ответили согласием на предложение господина, и вы выполнили ее просто
замечательно. Если же вы потерпите неудачу и будете убиты, люди
вспомнят, как вы с готовностью брались за задание, и выразят свое
огорчение, говоря, что по вашему поведению нельзя было и предполагать о
неудаче, и удивляясь, что все так плохо сложилось. И далее, если в
вашем согласии с самого начала чувствовалась хотя бы слабая
неуверенность, даже если вы и выполнили всю работу успешно, никто не
будет гордиться вами; люди скажут - повезло. А если вы потерпите
поражение, люди начнут злословить, говоря, что ваш успех был под
сомнением еще с момента вашего согласия на это дело - вот вы и
проиграли. Вот почему согласие должно даваться вежливо и твердо, без малейших колебаний. Важнейшая
заповедь всех рыцарей - не допускать грубых ошибок или опрометчивых
действий. Например, если вас попросили о помощи, взвесьте все,
продумайте, выполнима ли ваша просьба. Если считаете, что невыполнима,
это одно дело; но если готовы согласиться, то делайте это решительно и
без колебаний. Как в вышеупомянутом случае, даже если просьба может
показаться чрезмерной, если вы не расположены ее выполнять и всем своим
видом демонстрируете, что соглашаетесь против своего желания,
обратившийся к вам человек почувствует себя неловко и с обидой и
ожесточением подумает, что ему было бы лучше не просить вас. Вести себя
таким образом, значит проявить безволие и колебания; это, пожалуй, хуже
всего.
|
Рыцари на службе, даже новички, не представляющие
себе старых времен, обязаны расспрашивать старших, чтобы знать о
происхождении семейного клана из сюзерена, о его предках , его кровных
родственниках, родственниках по браку и даже о выдающихся сослуживцах в
его доме, неизвестных миру. Для чего это нужно? Может случиться, что
при встрече с людьми из другого владения и общении с ними вас спросят о
доме вашего хозяина, и если вы проявите незнание, даже пусть в целом вы
производите впечатление хорошего работника, то из-за этого о вас могут
подумать с пренебрежением.
|
Когда воин на службе сопровождает своего господина в
путешествии, то по прибытии на постоялый двор ему надлежит поговорить с
местными жителями, разузнать, как лучше добраться до виднеющихся
неподалеку гор, лесов, монастырей или храмов; чьи угодья и в каком
направлении от лагеря располагаются, и каково состояние дороги. Крайне
важно провести рекогносцировку и достоверно определить все особенности
пути до захода солнца. Основание для этого - если среди ночи вспыхнет
пожар и господину придется спасаться бегством, рыцарь может возглавить
процессию и указать верный путь. И далее, находясь в пешем эскорте,
надо быть впереди господина, поднимаясь на холм, и позади него,
спускаясь с возвышенности. Это может показаться мелочью, но такова
часть службы и служебного этикета. Используйте приведенные примеры
как ключ к разгадке того, что вы можете сделать как слуга, раз уж вы на
службе. Воину необходимо сосредоточиться на своих обязанностях и
старательно их выполнять.
|
Есть расхожая поговорка, что белые куртки и
начальники лучше всего тогда, когда они новые. Хотя это всего лишь
шутка, но, похоже, в ней есть доля истины. Когда белая куртка новая,
она выглядит очень привлекательно. Но когда ее долго носят, она
загрязняется на воротнике и манжетах и со временем становится такой
серой и замызганной, что на нее неприятно смотреть. То же относится
и к высшим чиновникам. Когда они только приходят на работу, это
невинные младенцы, пунктуально исполняющие распоряжения господина и
уделяющие большое внимание даже незначительным делам. На службе они
очень опасаются нарушить свою присягу данному месту работы, поэтому
выполняют поставленные перед ними задачи безупречно. Но даже люди,
снискавшие уважение населения всего поместья как бескорыстные,
справедливые и прекрасные чиновники, могут со временем превратиться
лишь в эффектно выглядящие маски, после того как проработают долгое
время и познают все секреты службы. Теперь они даже могут совершать
грубые ошибки, каких никогда не делали, когда только начинали работать. Более
того, чиновники, только начинающие служить, немедленно возвращают любые
дары посетителей, следуя клятве, данной при поступлении на работу. Или
если же подарок следовало в силу каких-либо обстоятельств принять,
обязательно делают ответный, такой же стоимости. В любом случае все это
делается открыто. Со временем, прежде чем служащие осознают это, их
шкала ценностей претерпевает изменения. Пока чиновники заняты на этой
работе, они хотят что-то получить от нее. Если же они сразу вернут
подарок только потому, что никогда не брали их раньше, другой
возможности может и не представиться. Такая скрытая мотивация
проявляется в их выражении лица и манере туманно высказываться, и люди
достаточно сообразительны, чтобы понять замысел. Внешне чиновники ничем
себя не выдают, но посредством закулисных контактов или другими
способами вынуждаю "дарить" именно столько, сколько хотят получить. В
ответ чиновники предлагают возможность обойти законы и получить
привилегированное обращение. Такая коррупция подобна зрелищу
превращения белой куртки в грязно-серую. Однако когда куртка
пропитывается жиром и потом, грязью и пылью, следует постирать ее
хорошим моющим средством, и она станет чистой. Когда человекческое
сердце находится под влиянием всевозможных махинаций, которые пачкают
его; в отличие от куртки, простая стирка и полоскание, так сказать,
здесь не помогут. Белая куртка к тому же нуждается в стирке только раз
или два в году; а человеческое сердце, даже если его чистить постоянно
двадцать четыре часа в сутки, чтобы вы ни делали, в любом случае легко
пачкается снова. Имеется много различных моющих средств для чистки
белых одежд. Точно так же имеется много правил и инструкций (занятий,
способов, упражнений), которыми, как моющими средствами, очищают сердца
воинов. Что это за правила? Преданность, долг и смелость. Есть
грязь, которая убирается очищающим средством преданности и верности,
есть грязь, которая смывается добросовестным исполнением долга. Когда
пятна все же остаются после "чистки преданностью" и "полоскания в
долге", тогда вы прибегаете к моющему средству "смелость" и делаете
решающее усилие, чтобы очиститься от грязи. Это последний секрет
воинов, как очистить свое сердце.
|
Для рыцаря на службе существует такое понятие, как
заимствование на время властных полномочий своего господина, и такое
понятие, как узурпация, или захват власти господина. Для лорда также
существует понятие передачи власти и полномочий слуге и понятие потери
власти, украденной неверным слугой. Предположим, рыцарь, которому
поручили ответственную работу, молод или занимает невысокое положение.
В зависимости от обычаев, принятых во владении господина, и
обстоятельств тех времен, он может выполнять задание, ссылаясь на
некоторые полномочия, которыми его наделил господин. Так как на
первых порах это в интересах сюзерена, подчиненный на время выполнения
порученной ему работы заимствует властные полномочия господина, чтобы
управлять делами поместья. Это называется заимствованием власти
сюзерена. Располагая полномочиями господина, рыцарь после полного
завершения своей работы и удовлетворения потребности людей,
позаботившись о делах хозяйского владения, обязан затем незамедлительно
возвратить эти полномочия, то есть снять их с себя и заняться
непосредственно своей работой в соответствии с правами,
соответствующими занимаемому посту. Однако может так случиться, что
обласканный славой и имеющий за собой хозяйскую силу и влияние воин
сделается алчным и в конечном счете загорится идеей сохранить за собой
властные полномочия господина. Это называется кражей, или узурпацией,
власти сюзерена. Далее, передача власти сюзерена для усиления
влияния слуги является примером действий просвещенного лидера и мудрого
командира. Это называется временной передачей (одалживанием) властных
полномочий слуге. Неприятности начинаются, когда сюзерен не отзывает
обратно свои полномочия сразу же после выполнения слугой задания,
оставляя их переданными на неопределенно долгое время. В итоге их
становится трудно восстановить в прежнем состоянии; и в результате
хозяйская власть (или ее часть) узурпируется. Это называется захватом,
или кражей, власти вассалом. В этом не только главный личный и
профессиональный позор и унижение для сюзерена, но и источник многих
бед и потерь. Если слуга приобретает слишком большое влияние, власть
сюзерена, его достоинство и высокое положение, естественно, ослабеют.
Все его имущество перейдет к слуге, и рыцари поместья сообразят, что
для получения официального одобрения на все действия им достаточно
всего лишь согласия влиятельного слуги. В силу этого рыцари будут, естественно, стараться снискать его расположение и меньше думать о своем господине. Таким
образом, сюзерен и его сторонники будут отстранены от управления, и
вряд ли преданные и верные сюзерену рыцари смогут появиться в таком
владении. Случись что-нибудь неприятное или переворот, во владениях
сюзерена совсем не окажется достойных мужчин, могущих взять ситуацию
под свой контроль. И далее, бывает так, что даже все чиновники,
близкие к сюзерену, как и рыцари в гражданских учреждениях, не говоря
уже о рыцарях менее значительных, находятся под прессом власти
одного-единственного слуги-фаворита, наделенного полномочиями сюзерена. Понимая,
что это вредит положению господина, они все же стараются не
рассказывать об этом, не желая поставить господина в известность о
происходящем, даже хотя сами возмущаются этим и тайком жалуются своим
близким друзьям. При таких обстоятельствах у сюзерена просто нет
возможности узнать о деспотизме, привилегированном положении и росте
влияния своего слуги. В результате этого умолчания сюзерен
продолжает оставаться в неведении и считает, что все, что делает тот
слуга, делается правильно. Неизбежно этот господин подвергнется
общественному осуждению за то, что обрек себя на неприятности по
собственной халатности и неумению правильно разбираться в людях, а это
качества, не подобающие никому в положении сюзерена или
главнокомандующего. И в довершение всего, поскольку этот человек не
страшится глаз и ушей господина и еще меньше принимает во внимание
настроения и мнения своих сослуживцев, он начинает подкупать мелких
служащих, используя имущество господина, чтобы давать подарки его
друзьям и получать от них ответные дары уже для самого себя, и
принимать гостей, угощая их припасами из хозяйских кладовых. Поскольку
он распоряжается хозяйской собственностью как своей, финансы господина
в конце концов истощаются. Это еще одна большая беда, случающаяся с
теми сюзеренами, кто позволил слугам узурпировать власть. Уясните
для себя окончательно: пока мы состоим на службе у своего сюзерена и
получаем от него щедрое вознаграждение, крайне необходимо быть всегда
почтительными, сдерживать собственную гордыню и служить таким образом,
чтобы преумножить власть и достоинство своего господина во всех
отношениях. Вот почему старики говорят, что "преданный слуга знает
лишь, что у него есть господин; он не знает, кто он сам".
|
Для рыцарей на государственной службе бывает сложно
заниматься делами казначейства. Это происходит потому, что непривычно и
трудно человеку рядовых способностей и возможностей оплачивать расходы
господина и при этом не обидеть никого из служащих в поместье, поселян,
живущих вокруг замка, и крестьян в деревнях. Когда вы думаете только о
соблюдении интересов своего господина, страдают его приближенные, те,
кто внизу. Если же вы стараетесь доставить удовольствие тем, кто внизу, страдают финансы хозяина. Любая крайность порождает проблему. К
тому же не имеет значения, каким ловким и способным может быть воин от
рождения, он все равно подвержен вирусу жадности. В силу этого, если
кто-либо свободно распоряжается финансированием расходов своего
господина, выделяя их персоналу владения и управляя вложением денег, он
может со временем зазнаться и захотеть прославить себя и повысить свой
статус. Тогда он хитроумно присваивает деньги господина, строит
шикарный дом, обставляет его античной мебелью и принимает с щедростью
гостей. Таких казначеев называют вороватыми министрами или
министрами-ворами. И далее, допустим, что кто-нибудь создает новый
свод правил и наставлений, отличный от эталонов прежних поколений. Он
утверждает, что делается это в интересах господина, и не признает, что
новый кодекс создает трудности для всего хозяйства поместья; требует
выполнения непомерных обязанностей от горожан и обременяет крестьян в
деревнях высокими налогами, не думая, как плохо это отразится на
крестьянах в будущем, а руководствуясь сиюминутной выгодой и заботясь
только о немедленном доходе. Он приписками увеличивает по меньшей мере
вдвое число проницательных старцев и чиновников во владении, согласных
с этим, и добивается незаконных повышений окладов и премий в их
учреждениях. Если новый свод законов признают непрофессиональным и
неэффективным, он спишет все на ошибки в переписи вышеупомянутых
старцев и чиновников, укрывшись в их тени, дабы избежать какой-либо
ответственности и осуждения, показывая этим, что не испытывает сам
никакого беспокойства. Деятелей, подобных этому персонажу, называют
министрами-вымогателями. Если же министр вороват, даже хотя он и
крадет у своего господина и ведет себя неподобающим рыцарю образом,
когда его покарают небеса, и вор будет брошен на произвол судьбы, он
потеряет свою жизнь. Когда такая личность терпит крах, проблема
разрешается - банкрот не может более причинять другим затруднения и
беспокойство, он перестает быть помехой властям или позором нации. Что
же до министра-вымогателя, то он создает проблемы для всех. Потому что
инициирует непоправимые действия, которые реально мешают национальному
правительству, даже если он не преследует цели личного обогащения; тем
не менее его преступление еще тяжелее. Вот почему древние мудрецы
говорили: "Лучше иметь вороватого министра, чем министра-вымогателя". Казалось
бы, для рыцаря не может быть ничего более позорного, чем получить
репутацию вороватого министра, но, исходя из смысла вышеприведенной
цитаты, самое тяжкое преступление - стать министром-вымогателем.
Следовательно, если наказанием для вороватого министра определяют
обезглавливание, для министра-вымогателя карой должно стать
четвертование. Это соответствовало действительности, потому что в
старые времена министры-вымогатели и вороватые министры различались
так, что в народе привыкли говорить: вороватый министр лучше
министра-вымогателя. В наше время министры-вымогатели также поступают
подобно вороватым министрам: стараются создать видимость заботы об
интересах сюзерена, в то время как исподтишка тратят доходы владения на
свои личные нужды. Они министры-вымогатели и вороватые министры в одном
лице одновременно; они просто бандиты. Какого вида наказания
заслуживают подобные преступники? Даже трудно сказать.
|
Рыцари невысокого ранга, служащие под началом
инспекторов и управляющих, осознают, что они обязаны нести личную
ответственность за настроение своих начальников и за все хорошее и
плохое в их группе. Если им повезло утвердиться лидерами группы, они
должны доброжелательно относиться к каждому члену своей группы, считая
это своей служебной обязанностью. Естественно, каждый понимает, что при
этом не должно быть пристрастности или фаворитизма вообще. Когда
люди постепенно поднимаются до положения инспектора или управляющего,
их поведение, однако, меняется. Теперь перед нами те, кто были хорошими
рыцарями, когда занимали скромную должность, но стали непомерно
чванливыми, достигнув высокого положения. В итоге они потеряли
благосклонность своего сюзерена, стали никем и канули в лету. Я думаю,
это назидательные примеры того, что может случиться.
|
Как указывалось в первой главе,
для рыцаря, служащего сюзерену, жизнь заключается в сегодняшнем дне,
завтра - сплошная неопределенность. Поэтому он воспринимает каждый
день, как если бы это был единственный день для исполнения служебного
долга, и в силу этого он не будет бездельничать и манкировать никакими
своими обязанностями. Так как у него на этот самый день имеется
определенное поручение, это залог того, что он не пропустит и не
забудет ничего. В противоположность этому, когда вы думаете, что
будете на своей работе всегда, тогда-то и начинаются все беды. Вам
скучно, вы становитесь неинициативным и ленивым. Начинаете пренебрегать
даже неотложными делами, не говоря уже о менее срочных, откладывая их
на следующий день или утверждая, что они уже сделаны, или хитростью
перекладывая их на сослуживцев или на других бездельников. Так как
никто не несет персональной ответственности за исполнение, задания
накапливаются и ничего, кроме путаницы не происходит. Все это ошибки,
которые происходят из представления, что всегда будет время в будущем.
Вам надлежит больше всего опасаться этого. Например, если вам
предстоит отдежурить несколько дней в месяц, вам надлежит определить
маршрут от вашего дома до поста, подсчитать, сколько времени
потребуется на дорогу, чтобы прибыть туда немного раньше времени смены
караула. Если вы тратите время на чаепитие, курение, семейные разговоры
и поздно уходите из дома на дежурство, на котором вам надлежит быть в
любом случае, вам приходится спешить и мчаться на пост, потея на ходу.
Обмахиваясь веером даже зимой, вы можете постараться оправдаться, что
вы опоздали так как у вас были какие-то неотложные дела. Это выглядит
глупо. Дежурство воина наблюдателем на посту - это важная работа по
обеспечению безопасности; никто не может опаздывать на эту работу по
каким-либо личным причинам, что бы ни случилось. И далее. Есть
такие, кто хорошо это понимал и всегда рано поднимался на службу, но,
придя на пост, начинал проявлять нетерпение, беспокойно ожидая
запоздавших товарищей, нервно зевая и не желая оставаться в помещении
даже на время, торопясь вернуться домой. Все это - неподобающие явления
нашего времени.
| |
|
 |  |